парфюм Фото Laura Chouette on Unsplash

Почему духи слушают, а не нюхают: минутка просвещения

Оксана Колчина

Автор

Всегда интересовала тема сохранения и продления молодости. Но хотелось чего...

Людмила Жаворонкова

Эксперт

30 лет рабочего стажа в практической медицине, с 2006 по 2016 – руководител...

Ты когда-нибудь задумывалась о том, почему говорят, что духи слушают, а не нюхают. Стоит сразу оговориться, что «слушать аромат» – это специфический термин, который используют профессиональные парфюмеры. Но он имеет право на существование и в привычном для тебя окружающем мире.

Духи – музыка для носа

Какой из языков лучше всего использовать, давая описание того или иного запаха? Специалист, погруженный в свою работу с головой, скажет, что только язык музыки. Профессионалы парфюмерного дела уверены, что нюхать ароматы нельзя. Их нужно именно слушать, ведь любая композиция представляет собой ноты и дополнительные аккорды.

парфюм
Фото автора Valeria Boltneva: Pexels

Большая роль в умение слышать ароматы отводится умению человека мыслить посредством ассоциаций. Для него свойственно проводить параллели между вкусами и запахами. Так, при описании хорошего вина, разговор пойдет, скорее всего, о букете напитка.

Попытки создать подобную аналогию между запахом и цветом ученые предпринимали неоднократно. И в итоге это привело к тому, что семь цветов радуги «приравняли» к семи музыкальным нотам, составив своеобразную цветозвуковую октаву.

Но вот связать воедино – дав этому вполне понятное объяснение – запахи и музыкальную октаву смог парфюмер из Франции Септимус Пиесса. Его теория, возникшая в середине XIX века, ввела в профессию понятие о гармонии и дисгармонии ароматов. Кроме того, он сумел вписать базовые ароматы в звуковые ряды.

С того момента и появилось мнение-выражение, что ароматы слышат, а не нюхают. Парфюмеры, используя теорию на практике, стали создавать духи, применяя принцип написания музыкальной композиции: основные ноты и дополнительные аккорды.

Ты, наверное, знаешь или слышала, что духи составлены тремя аккордами:

Духи: слушать или нюхать?

Духи: слушать или нюхать?

  • верхний – ароматы, который человек слышит сразу после нанесения;
  • средний – «сердце», раскрывающееся примерно через 3 – 4 часа;
  • нижний – шлейф, который и дает все понимание аромата.

Этому принципу продолжают строго следовать и современные парфюмеры. Например, Галина Анни, давая интервью, рассказала, что при описание любой из созданные ею душистых композиций, используется символика нот и аккордов. И как истинный парфюмер и профессионал своего дела, она никогда не подменяет понятие «слышать» на слова «нюхать» или «чувствовать», поскольку к ароматам они не применимы.

Тебя этот факт удивлять совершенно не должен, так как многие профи слово «нюхать» считают чрезмерно грубым и совершенно неуместным при описании такой тонкой материи, как парфюм.

Схожее мнение, о том, что духи – это музыка, которую ты должна слушать, выражает также и другой российский парфюмер Жанна Гладкова. Она считает любые ароматы настоящим музыкальным произведением. И напоминает, что когда ты стремишься понять, что тебе предлагает так или иная композиция, то ты не стараешься принюхаться, ты слушаешь.

Ценители духов вначале вдыхают аромат – от этого никуда не денешься, так как мозг должен изначально получить базовую информацию – а затем включают свое воображение. Ну как, вспомни нашумевший в свое время фильм «Парфюмер», а именно момент, когда мэтр Бальдини вдыхает аромат, созданный Жаном-Батистом Гренуем.

Духи заставили мужчину перенестись в роскошный цветущий сад к прекрасным девам и снова сделали молодым, а в душе заиграла мелодия. И этот яркий, пусть экранный и вымышленный момент, максимально точно и гармонично описывает ощущения человека, который умеет слышать духи.

Синестезия – умение слушать ароматы и воплощать

Синестезия – это довольно специфическое состояние, при котором человек пытается ассоциировать звук с тем или иным цветом либо запахом. Относительно недавно оно рассматривалось как достаточно серьезное психическое отклонение, а человеку назначалось специфическое лечение.

К счастью, сегодня мир стал более прогрессивен в этом отношении, и синестезия перестала считаться заболеванием. Бывшая патология стала нормой. К тому же синестезия значительно раздвигает границы привычного мира, усиливая его восприятие и давая новые, практически не имеющие горизонта возможности уточнения того или иного образа.

Ты должна понимать, что синестезия применима не только к духам. Удивительно, но состояние успешно реализовалось также и в искусстве. Например, ярким примером синестезии в литературе стал Владимир Набоков. Но умел видеть цвета букв.

Музыкальные синестеты – Римский-Корсаков и Скрябин. Именно Александр Николаевич обладал умением видеть цветовую окраску звука и использовал это в своих музыкальных произведениях. Например, партитура симфонии «Прометей» была дополнена партией световой клавиатуры. Ей «вменялось» отражение музыкальной тональности в цветовых решениях, которые максимально полно позволяли выражать восприятие и философию композитора.

В планы композитора входило написание ароматической симфонии. Скрябин хотел создать произведение, которое бы впоследствии было «разобрано» для создания ароматических композиций. Он хотел «закрепить» за всеми нотами каждой из музыкальных октав свой собственный аромат. Например, нота ми второй октавы стала ароматом фиалки, а фа третьей должна была «пахнуть» розами.

Опасности, которые таятся в умении слышать духи

Ароматы, которые слышны всем, иногда могут сыграть с тобой злую шутку. Очень сложно, а порой и просто невозможно остаться инкогнито, если твои духи выдают тебя с головой.

Существует довольно много подтверждающих эту неприятность исторических фактов, но сильнее всего аромат «подвел» французскую королеву Марию-Антуанетту. Женщина была буквально одержима духами своего личного парфюмера Жана-Франсуа Убигана. Настолько сильно, что спасаясь бегством от революционеров, не смогла отказать себе в удовольствии воспользоваться любимым парфюмом и прихватила парочку флаконов «про запас».

девушка с парфюмом
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Именно духи, а точнее, страсть к уточненным ароматам, и погубила молодую королеву. Ее узнали, услышав запах духов. Изысканный аромат, исходивший от женщины и который слышали все вокруг, никак не сочетался с ее простой одеждой. Итог – гильотина.

Как «услышать» свой аромат

И в заключение немного практических советов, которые помогут тебе выбрать и услышать именно твой аромат.

  • Если ты решила обновить парфюм, то оправляйся в бутик утром. Лучше сразу после пробуждения. В это время обонятельные рецепторы работают с полной отдачей, а потому в ароматах ты сможешь сориентироваться лучше всего.
  • Перед выходом из дома ни в коем случае не пользуйся своими духами. Желательно, чтобы и на одежде посторонних запахов также не было.
  • В уважающем покупателей парфюмерном магазине тебе предложат оценить аромат духов, понюхав специальную полоску. Желательно, чтобы обработана она была заранее, а не непосредственно при покупателе. Только в этом случае ты сможешь оценить «сердце» композиции или ее «шлейф». Посмотри на полку, там часто остаются такие «пробники».

Самый верный способ оценить понравившийся аромат – нанести его на кожу с тыльной стороны запястья. Для этой цели в магазинах и существуют тестеры. Итак, побрызгай духами на руку и отправляйся немного погулять по торговому центру. Аромат раскроется, и ты сможешь услышать его «сердце».

Комментарии

Комментарий появится после модерации

close
up