девушка в очках из фольги Фото автора Anna Tarazevich: Pexels

Эффект зловещей долины – почему мы боимся железных машин и стоит ли?

Наталья Суркова

Автор

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Современная жизнь полна открытий и новшеств. Один из таких фактов – создание роботов. Учёные работали над копией человека с разными целями – облегчить ряд рабочих задач, развитие технического прогресса, просто научный интерес к созданию подобному себе. Реакция на роботов у людей разная – от удивления до страха. Удивление вызвано тем, что это обычная, базовая реакция человека на что-то новое, непонятное.

девушка-робот
Image by simisi1 from Pixabay

Но вместе с этим появляется страх. Если это что-то похоже на человека, но не есть человек, то не понятно, как с этим быть, чего ожидать. На этом страхе снято множество фильмов и написано фантастических историй. Страх человека связан не только с потерей контроля перед роботами и искусственным интеллектом.

Проведены исследования, регистрирующие определённую эмоциональную реакцию на ряд раздражителей. Этот диапазон реакций называется зловещей долиной. Только определённые внешние проявления, картинки и образы вызывают у людей отвращение, страх и отторжение.

История открытия зловещей долины

Открытие эффекта зловещей долины принадлежит японскому учёному – робототехнику Масахиро Мори. Это диапазон эмоциональных реакций человека – наблюдателя на робота или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, но не точно так, как настоящий.

В 1978 году японский учёный Масахиро Мори провёл опрос, исследуя эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. В начале исследования ответы испытуемых были для учёного ожидаемыми. Как и предполагалось, чем ближе внешний вид робота был к человеческому, тем приятнее его воспринимали испытуемые. Но человекоподобный робот казался людям симпатичным лишь до определённого предела.

Что такое зловещая долина?

Что такое зловещая долина?

Те, роботы, которые были максимально похожи на человека, вызывали сильную негативную реакцию – страх и отвращение, ужас. Эта реакция вызвана мелкими несоответствиями реальности и образу человека. Масахиро Мори построил график, на котором был виден эффект зловещей долины. На горизонтальной оси графика располагалась разная степень соответствия человеческому образу.

Учёный сравнивал реакции людей на роботов, гуманоидов, зомби и трупы. Именно при максимальном приближении к отметке «здоровый человек» на графике отражался резкий спад показателей эмоциональной реакции людей. То есть любое существо из перечисленных, в определённом виде вызывает жуткий дискомфорт у наблюдателей. Это и есть диапазон «зловещая долина».

Масахиро Мори пробовал изменить реакции людей с помощью анимации. В каждом диапазоне эмоциональная реакция усиливалась: положительная была ещё лучше, и негативная становилась ярче.

Именно на этот эффект опираются создатели триллеров и ужасов. Чтобы вызвать определённую эмоциональную реакцию, они создают определённые образы. Это «нелюди», но максимально похожие на человека. Обладающие какими-то небольшими изъянами, они вызывают мурашки и ледяной пот у человека. Рассмотрим самые популярные примеры таких образов.

Чудовище Франкенштейна

Чудовище Франкенштейна – одно из главных действующих лиц романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818 года), а также персонаж множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.

В романе Виктор Франкенштейн хочет создать живое существо из неживой материи. В результате у него получается существо, вид которого самого Франкенштейна повергает в ужас: «Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны и я подобрал для него красивые черты. Красивые — Боже великий!

Жёлтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были чёрные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью чёрного рта. На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища.

Я видел своё творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте».

Именно это максимальное совпадение с живым человеком вызывало ужас. Движения сотворённого «получеловека» были несуразными и неуклюжими. И это был, несомненно, эффект зловещей долины.

Сайлент Хилл

Это фильм, созданный на основе компьютерной игры. Жанр фильма – ужасы, триллер. Фильм вызывает страх именно за счёт работы эффекта зловещей долины. Центральный образ компьютерной игры и этого фильма – монстры: медсёстры, Пепельные дети, Безрукий, Красная Пирамида. Согласно основной сюжетной линии, Роуз Дасилва, с целью выяснить причину заболевания своей приёмной дочери, отправляется в туманный город Сайлент Хилл, где попадает в альтернативные измерения, наполненные монстрами.

девушки-роботы
Giphy

Все эти похожие на людей образы вызывают негативную реакцию в виде эффекта зловещей долины.

Искусство

«The Hands Resist Him» (с англ. — «Руки противятся ему») — картина, написанная в 1972 году американским художником Биллом Стоунхемом. На картине изображены мальчик и стоящая рядом девочка – кукла. Сзади них стеклянная дверь и на ней отображаются несколько прижатых маленьких рук. Картина вызывает жуткое впечатление, тот самый эффект зловещей долины.

С картиной даже связана популярная легенда. Согласно ей, люди, смотрящие на изображение, начинают плохо себя чувствовать, а в их домах происходят странные вещи. Тебе действительно стало бы не по себе, глядя на эту картину. Но никакой мистики здесь нет. Пугает образ мальчика – его непропорциональность, взгляд и лицо. А так же рядом стоящая кукла – девочка.

Образ кукол и клоунов так же часто используется в кино для эффекта зловещей долины.

И даже космонавты боятся

Эффект зловещей долины может вызвать и манекен, если он максимально похож на живого человека. Таким был манекен Иван Иванович, который участвовал в испытаниях. Свои наблюдения описал лётчик-испытатель, инженер-методист первого отряда космонавтов и писатель Марк Галлай в своей книге «С человеком на борту»:

манекены
Фото Count Chris on Unsplash

«Изготовители манекена постарались, чтобы всё — во всяком случае, всё доступное обозрению — в нём было «как у человека». А посему сделали ему лицо совершенно человекоподобное: со ртом, носом, глазами, бровями, даже ресницами… Я не удержался от реплики, что, мол, увидев такую фигуру где-нибудь в поле или в лесу, наверное, в первый момент принял бы её за покойника.

И действительно, было в сидящем перед нами манекене что-то мертвенно-неприятное. Наверное, всё-таки нельзя, чтобы нечеловек был чересчур похож на человека».

Жуткое

В своих исследованиях Зигмунд Фрейд описал феномен жуткого. Основная идея Фрейда, что вопреки всеобщему мнению, жутко нам становится не от столкновения с чем-то неведомым, чужеродным, а, наоборот, с тем, что нам хорошо знакомо.

В своей статье Фрейд приводит цитату Фридриха Шеллинга: «Жуткое — то, что должно было бы быть скрытым, но обнаружило себя».

Жуткое по Фрейду, это когда:

  • живое имеет признаки неживого или наоборот. Главное — мы не можем утверждать точно.
  • Неумышленное повторение.
девушка в необычных очках
Фото Peter Fitzpatrick on Unsplash
  • Сбывающееся предчувствие.

Все эти пункты имеют отношение к эффекту зловещей долины. Ты встречаешься с чем-то очень знакомым, что повторяет твои движения и твой образ, но при этом это неживое существо. Глядя на него, ты как будто начинаешь сомневаться в том, живой он или нет.

Психоаналитик и киновед Виктор Аронович Мазин утверждал, что искусство часто вызывает эффект зловещей долины потому, что неживое напоминает человеку о его отчуждении. Эта тонкая грань живого и неживого вызывает эффект зловещей долины.

Комментарии

Комментарий появится после модерации

close
up