девушка закрыла половину лица Фото автора Italo Melo: Pexels

Что такое управление впечатлением: в чём суть теории Гофмана

Ирина Босенко

Автор

Практикующий дипломированный психолог, гипнолог. У самых сложных задач - са...

Наталья Суркова

Эксперт

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Желание производить хорошее впечатления на других людей, лежит в основе теории управления впечатлением, или теории Гофмана. Роль человека в социуме подобна роли в театральном представлении, только основной задачей является режиссировать впечатление о себе.  

Достижение поставленной цели

девушка протягивает руку
Фото автора Djordje Cvetkovic: Pexels

Что заставляет тебя стараться оставить соответствующее впечатление о себе в глазах других людей? Например, ты желаешь поменять работу на более престижную. Ты пишешь резюме. Заботишься о своем внешнем виде. Изучаешь информацию о работодателе.

Создаешь себе имидж, который будет максимально соответствовать твоей роли. Все это направлено на достижения поставленной цели: получить новую работу. Для этого необходимо создать у работодателя впечатления о тебе, как о лучшем кандидате. Делать ты это будешь способами, которые оптимально подходят для достижения результата.

Согласись, что умение производить соответствующее впечатление, необходимое для достижение своей цели: это элемент твоей манипуляции другими людьми. Ведь, очень часто мы сами создаем ситуации, в которых, по нашему мнению, мы можем произвести максимально благоприятное впечатление.  Это способ регулирования взаимодействия между людьми.

Производить, управлять, контролировать

Очень сложно найти важную для тебя сферу жизни, в которой ты не пыталась бы производить впечатления. Умение производить впечатления очень важно, но гораздо важнее уметь управлять ими, и контролировать впечатления.  Инструментом контроля выступают твои вербальные и невербальные средства общения.

Представление себя другим в теории Гоффмана

Представление себя другим в теории Гоффмана

Хорошо знакомая ситуация, когда резюме не соответствует реальным навыкам исполнителя: это распознается почти сразу при более близком общении. Поэтому производство впечатлений требует ответственного подхода, чтобы незначительные, на первый взгляд, действия, то есть акты, не создавали несоответствующие, для достижения цели, впечатления.

В теории Гофмана, такие события называются непроизвольными: это самовыражения, которыми ты себя выдаешь. Внутри именно таких событий, присутствует вероятность быть застигнутым врасплох.

Несвоевременное вторжение

Составляя резюме, ты должна помнить: заявленные навыки могут быть проверены, и можно легко сконфузиться, в случае несоответствия. Это же можно применить к ситуации в отношении работодателя: заявлены одни условия, скажем, оплаты труда, а получается совсем другой сценарий, то есть совершаются действия несовместимые с впечатлением, которое работодатель обязан поддерживать перед тобой.

Выяснить это ты можешь, например, из случайного разговора. Ты принимаешь решение отказаться от предложения о работе. Произошел срыв исполнения сценария в результате несвоевременного вторжения.

Место разрушения и возмущения

Сцена-это ситуация, внутри которой ты начинаешь действовать с позиции разрушения или возмущения существующего порядка, и результатом твоего действия, в любом случае, становится нарушение общего согласия.

По причинам возникновения сцены бывают разных типов:

  • Первый тип можно иллюстрировать симфоническим оркестром, в котором одна часть исполнителей открыто выступает с критикой другой части из-за непрофессионализма последней, что является нарушением общей дисциплины, и делает не возможным исполнение произведения. Результат: возможность для зрителей заглянуть за кулисы, или оставить ощущение недосказанной подозрительности
Giphy
  • Второй-форма открытого агрессивного протеста. Например, любая форма гражданского неповиновения или протеста.
  • Третий тип похож на ситуацию аналогичную ссоре двух торговок на рыночной площади: громогласно, заставляют окружающих становится участниками их взаимодействия, с разной степенью вовлеченности в процесс.
  • Четвертый тип принадлежит лидеру, который берет на себя обязательства, перед группой людей, по достижению масштабной или глобальной цели, в интересах этой группы, не оставляя себе путей к отступлению. При этом, существует вероятность выбора лидером цели, которая изначально может не поддерживаться группой. В этом случае, возможен вариант прямого отказа группы последовать за лидером, что приводит к его публичному унижению.

Инцидент и способы предотвращения

Инцидентом в теории Гофмана называются: непроизвольная ситуация, несвоевременное вторжение, сцены. Именно инцидент ломает твои сценарии по созданию необходимого для тебя наилучшего впечатления, и, по сути, это элемент механизма, применение которого позволяет навязать людям любой твой незапланированный образ.

Фото автора fauxels: Pexels

Для предотвращения инцидентов, в теории Гофмана существует ряд защитных практик:

  • Драматургическая верность.  Примером, объясняющим принцип действия, может служить договор конфиденциальности между сотрудником и предприятием. Заключение подобного договора открывает для тебя, как сотрудника предприятия, доступ к информации, использование которой может повлиять на уже сформированные, навязанные впечатления. Этот же договор накладывает ограничения и обязательства по сохранению этого впечатления во внешнем социуме, таким образом формируется внутренний социум данного предприятия.
  • Драматургическая дисциплина. Аналог – это должностная инструкция. В ней прописаны все твои профессиональные действия в различных производственных ситуациях. Четкое выполнение должностной инструкции, обеспечивает слаженную работу всего предприятия. Если к этому добавить такие качества как самообладание и самоконтроль, то получится идеальная иллюстрация.
  • Драматургическая осмотрительность. Примером может служить принцип подбора команды исполнителей, которые обладают средними или низкими рабочими показателями, так как результат взаимодействия предсказуем, и не может помешать руководителю реализовать запланированный сценарий полностью, и без нарушения регламента, пусть, даже, с не очень высокими показателями.
Фото автора mentatdgt: Pexels

Ожидание зрителей

Итак, теория управления впечатлением – это описание повседневных приемов, с помощью которых происходит взаимодействие между людьми. Значение и силу этой концепции сложно переоценить. Это возможность увидеть ценности, которые скрываются за поведением исполнителей ролей и ожиданиями зрителей.

Комментарии

Комментарий появится после модерации

close
up