девушка с папкой Фото Thought Catalog on Unsplash

Техники и упражнения современной гештальт-терапии на каждый день

Виктория Новицкая

Автор

Практикующий психолог. Работаю с запросами: - тревожные состояния; - ст...

Наталья Суркова

Эксперт

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Целью техник гештальт-терапии является расширение сознания, формирование способностей видеть мир целостным. Они способствуют тому, что индивид учится воспринимать себя на уровне осознанности: чётко и ясно. Человек становится творцом своей жизни.

О техниках в гештальт-терапии

девушка с шариками
Фото Lidya Nada on Unsplash

Понятия «фигура и фон» в гештальт-терапии играют важную роль.

Фигурой (гештальтом) выступают желания, чувства, мысли, всё то, что в моменте здесь и сейчас преобладает над остальными чувствами, мыслями и желаниями.  Все остальное, обособленное от всего прочего, и сливающееся в этот момент на заднем плане — будет фоном.

В гештальт-терапии техники делятся на две группы:

  • Техника диалога
  • Проективные техники

Используется в работе с образами, сновидениями и воображаемыми диалогами.

Чилийский психиатр, доктор медицины и гештальт-терапевт К. Наранхо выделяет в качестве взаимодействия три классификации техник:

  • Супрессивную

Цель — подавление избегания какого-либо чувства. Благодаря этому появляется возможность ощутить его полно и осознанно.

  • Экспрессивную
Техники гештальт терапии

Техники гештальт терапии

Основной посыл — усиление выражения какого-либо чувства и перевод чувств и мыслей в слова и действия.

  • Интеграции

Включает в себя ассимиляцию проекций (когда индивид говорит «всё плохо» вместо «Мне плохо» или «Это неправильно» вместо «Я не одобряю») и диалог субличностей.

В данной статье будет представлен микс техник и упражнений, которые относятся к представленным классификациям.

Техника «Пустой стул»

Она применяется в случаях:

  • незакрытой обиды;
  • неотреагированных чувств и переживаний;
  • невысказанных словах;
  • для улаживания разногласий между полярными свойствами личности;
  • перед предстающей важной встречей или собеседованием.

Выбери время, когда ты будешь одна и никто не помешает. Поставь друг напротив друга два стула. На один стул сядь сама. На втором, представь человека либо же часть своей личности, в отношении которой существует эмоциональная проблема. Когда чётко представила — начни свой диалог. Выскажи все то, что накипело. Все то, что давно хотела высказать человеку.

Когда всё, что ты хотела высказать — исчерпало себя, пересядь на другой стул. Представь себя в роли своего собеседника. Когда ты вжилась в новую роль, постарайся ответить на все высказывание и претензии так, как ответил бы тот человек, в роли которого ты выступаешь. Когда всё было высказано, снова пересядь на свое место и снова стань собой.

Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

Продолжай подобный диалог до тех пор, пока считаешь его актуальным и необходимым.

Кричи, ругайся, плач, говори тихо и спокойно — в общем делай все то, что ты считаешь нужным. Выражай свои эмоции. Выплесни наружу всё, что было комом в твоей душе.

Техника «Отождествление с внешними объектами»

Позволяет установить скрытые психические конфликты.

Бывает так, что, когда человек чем-то или кем-то возмущается, как правило, он говорит о себе, а не о другом.

Расслабься. Отпусти свое сознание. Выдели все то, на что обращаешь внимание. Может быть, ты к чему-то возвращаешься? Сфокусируйся на этом. Что оно представляет? Какие у него основные признаки? Выдели детали. Теперь отождествись с этим. Уподобься ему. Ты — это оно.

Какая ты теперь? Какие у тебя свойства, черты, особенности? Опиши себя. Произнеси в слух —Я…
Что ты делаешь? Каково твоё предназначение? В чём именно заключаете твой опыт отождествления с этим объектом? Осознай этот опыт.

Упражнение «Рискни быть живой»

Находясь в плену собственных запретов, состоящих из фантазий и мрачных мыслей, невозможно их опровергнуть или подтвердить до тех пор, пока человек не рискнет, и не столкнется с реальностью.  При выходе в реальность, как правило, все — то, что так страшило — оказывается мыльным пузырём.

Как говорил Ф. Перлз «Реальность это не что иное как сумма всех осознаний в моменте здесь и сейчас»

Составь список своих желаний, которые ты хочешь реализовать, но по причинам внутренних страхов и опасений, так и не решилась воплотить.

Выдели те желания, которые можно будет реализовать в ближайшее время. Запиши все те неприятности, которые могут произойти, если ты приступишь к воплощению задуманного. Ответь себе на вопросы:

  • Являются ли неприятности из списка теми, которые обычно останавливают меня при воплощении замыслов в жизнь?
Giphy
  • Какие последствия могут быть у моих попыток?

Когда «эскиз» опасений и неприятностей был составлен, рискни приступить к реализации желаемого и проверь, сколько из «катастрофических» неприятностей сбылось.

Если все же что-то неприятно случилось, ответь на вопрос: последствия были такими же разрушительными, как предполагалось вначале, или не всё так плохо, как это рисовалось воображением? Стоила ли игра свеч? Как ты чувствуешь себя теперь?

Давай рассмотрим данное упражнение на примере. Допустим, ты давно хотела научиться танцевать. Но тебе останавливала та мысль, что ты неуклюжая, не пластичная и тд.  В списке опасений может быть следующий пункт:

  • «Я неуклюжая и непластичная. Люди из группы это заметят и начнут смеется надо мной. Мне станет стыдно, я замкнусь в себе и отстранюсь от внешнего мира. Как итог — я останусь одна».

Ключевым тормозом в данном случае является страх одиночества.

Упражнение помогает сделать разбор опасений и подводит к осознанию того, что именно является тормозящим фактором.

Упражнение «Чувства и Фигура-Фон»

Позволяя себе «окунуться» и прочувствовать какое-либо ощущение, мы осознаем наличие поворотной точки, где оно достигает пика, а потом растворяется. И на его место приходит другое. Если же идёт блокировка определенного чувства, оно не растворится.

И получается, что человек его как бы чувствует, но его нет в настоящем моменте. Оно как бы фонит, постоянно о себе напоминает. Следовательно, пока человек не снимет блок, и не закроет чувство, оно будет о себе напоминать снова и снова.

Данное упражнение направлено на снятие блокировки и закрытие фонового чувства.

Прими удобную позу. Расслабь свое тело. Закрой глаза. Представь себе свою маму, разговаривающую с тобой. Постарайся вспомнить, как она выглядит, во что одета, её позу. Побудь с этими воспоминаниями некоторое время.

Фото Fakurian Design on Unsplash

Когда ты осознаешь, что чётко себе её представила, расскажи ей о своих чувствах. Не придерживайся логической последовательности. Перечисляй все чувства по одному. Высказав очередное, возьми небольшую паузу: поживи немного с этим чувством. Что ты ощущаешь в своём теле, когда описываешь любовь, теплоту, вину, обиду, и тд? Зафиксируй и ощути переход от одному чувства к другому.

Намеренно измени скорость перечисления чувств к маме. Сравни ощущения: отличаются ли они, когда ты прислушиваешься к себе, и тогда, когда даёшь возможность себе прочувствовать сказанное?

Замечаешь ли ты сходство между неясной картиной внешнего и своего внутреннего мира? Заметила ли ты изменения в чувстве волнения от происходящего, когда заставляешь себя останавливаться на каждой из фигур?

Упражнение «Беспомощность»

Осознание того, как именно мы используем слова, и как изменяются эти слова, помогает нам управлять собой. Данное упражнение направлено на наблюдение использования слов, напрямую связанных с проявлением беспомощности.

Предлагаю тебе начать наблюдение с предложения, которое начинается со слов «Я не могу…». Теперь подумай о том, что ты неспособна сделать в моменте «здесь и сейчас». Действия могут быть физического характера (игра на пианино), и умственного (приведение в порядок финансовых вопросов, решение сложного упражнения и тд.)

Image by Ulrike Mai from Pixabay

Если это дается с трудом, скажи себе: «Я делаю это тупое упражнение». Быстро установи, что ты почувствовала при проговаривании этой фразы. Постарайся запомнить: громкость голоса, позу, телодвижение. Или их отсутствие.

А теперь повтори все тоже, при условии замены «я не могу» на «я не буду». Когда будешь это делать, постарайся не давать оценку содержанию и смыслу произносимого. Просто говори. Осознавай при этом, все то, что чувствуешь, в каком положении находится тело, как звучит твой голос.

Например, «Изначально я говорила себе, что не могу играть на скрипке, но когда я заменила «не могу» на «не хочу», то осознала, что всё-таки могу играть, но предпочитаю направить усилие и время, в более продуктивное для себя русло».

Комментарии

Комментарий появится после модерации

close
up