Что такое квиетизм в философии простыми словами
Квиетизм – как «спокойно» верить в Бога и плыть по течению? Фото Tamara Gak on Unsplash

Квиетизм – как «спокойно» верить в Бога и плыть по течению?

Автор

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

У каждого человека свои отношения с Богом. Кто-то и вовсе отрицает его наличие, присутствие в жизни. И это тоже форма отношений. В современном мире взгляд на Бога и на религию меняется. Появляются взгляды на религию, как на способ управления людьми. Жизнь по заповедям и предписаниям может восприниматься, как лабиринты манипуляций. Всё прописано, всё предопределено. У кого-то это вызывает страх, у кого-то раздражение. Отсюда и борьба, отрицание.

девушка молится
Фото Naassom Azevedo on Unsplash

Психология зачастую объясняет религию и фигуру Бога различными потребностями человека и бессознательными механизмами. Например, Бог – это очень опорная фигура. Это кто-то большой, сильный и мудрый. И тогда жить спокойнее – когда твоя жизнь в мудрых и заботливых руках. Так человек успокаивает свою базовую тревогу.

А фигура Бога и веры так устойчивы потому, что все мы родом из детства, у каждого человека были родители, детство, период зависимости от кого-то более сильного, от чьей воли зависела твоя жизнь. Именно поэтому атеизм не побеждает такое большое количество религий, сект и духовных учений.

Философия квиетизма

В переводе с латинского «квиетизм» означает «покой». Это мистико-аскетическое движение в католицизме XVI—XVIII веков. Главное его отличие в том, что квиетизм описывает спокойное, принимающее состояние души. Это не активное восприятие человеком Бога, особое мистическое состояние принятия.

Квиетизм – это философия полной отрешённости, смиренное подчинение воле Бога. Франц Залес сформулировал сущность квиетизма так: «не стремиться ни к чему, ничего не отклонять». Это лишённое аффектов, пассивное поведение. Квиетизм зарождался и формировался, изменяя свои взгляды, перетекая в крайности, и, в конечном итоге, был отвергнут католической церковью.

Но если изучить это философское направление, то можно увидеть в нём много полезного. Это как раз то, о чём забыл современный человек. В гонке за счастьем и благами, ты забываешь о простом состоянии созерцания. Духовное развитие может уйти далеко на задний план, а то и вовсе не иметь актуальности. Однако именно квиетизм поможет дорастить важные личностные и духовные качества.

Что такое экзистенциальная психология?

Что такое экзистенциальная психология?

Зарождение квиетизма

Квиетизм зарождался в испанской мистике 16 века. Первое упоминание квиетизма можно найти в сочинениях Терезы Авильской. Тереза Авильская в своих сочинениях описывала путь возвращения души к Богу. Отделённая от Бога грехопадением, душа человека может вернуться путём отрешения от всего и даже от самой себя. Для этого нужно всецело предаться воле Бога, всё своё существо и сознание поручить Богу.

Тереза Авильская считала. Что если душа человека сможет отказаться от всего сотворённого, то Бог наполняет её своим светом и жизнью. Средством для такого диалога с Богом является внутрь-собирание и сердечная молитва.

Последователем Терезы Авильской стал Хуан де ла Крус. Он так же писал о важности глубокой, внутренней молитвы. В такой молитве важны не слова, а особое внутренне состояние. Хуан де ла Крус так же говорил о важности отрешения от всего, он видел в этом полное очищение души человека. Хуан де ла Крус подчеркивал своё благоговейное отношение к церкви, однако его идеи привели квиетизм к крайности, за что в итоге, католическая церковь осудила квиетизм и его последователей.

Де ла Крус говорил о том, что для спасения души человеку не нужна церковь, иконы. Для того, чтобы войти в особое состояние единения с Богом и молиться сердцем, не нужно ничего внешнего. Наоборот, истинная молитва не должна опираться на какие-то образы в виде икон, или слова молитв. Душа каждого человека должна найти свой путь к Богу.

Если рассматривать эти главные идеи квиетизма, то они очень мудры. Действительно, для того, чтобы духовно расти, человеку не нужна внешняя атрибутика. В этом можно увидеть противоречие: духовный рост – это внутренний труд, душевный, не имеющий ничего общего с миром предметов и объектов. Это внутренняя работа, которую делает каждый человек. И невозможно уложить это в какую-то схему, шаблон. Истинный духовный рост – одинокое занятие, узкая тропинка одной души.

Хуан де ла Крус писал только о двух направлениях душевной работы. Первое – борьба со страстями, их подавление. А второй, следующий только после первого, – пассивное созерцание, восприятие Бога. Сначала человек, побеждая свои слабости, инстинкты, освобождает место в своей душе для Бога. Только после этого он обретает внутренний покой, подаренный Богом. Так человек проходит «ночь души» – умерщвление всего, что не связано с Богом и не имеет Божественной природы.

Image by ThreeMilesPerHour from Pixabay

В дальнейшем инквизиция предъявила квиетизму 50 пунктов обвинений, среди них были следующие:

  • Церковная молитва не имеет значения;
  • Единение души с Богом достигается только посредством безмолвной молитвы;
  • Достигшая такого единения душа уже в этом мире может созерцать Бога и Святую Троицу;
  • В таком состоянии для души уже нет пути к дальнейшему совершенствованию и нет пути назад;
  • В молитве нужно избегать образных представлений, а значит, не нужны иконы, не нужно и ходатайство святых и молитвенное обращение к ним;
  • Достигшая совершенства душа уже не нуждается в принятии Таинств и совершении добрых дел;
  • Даже если такая душа совершается что-то по видимости греховное, это не вредит ей, ведь она уже навсегда соединена с Богом.

Дальнейшее развитие квиетизма

Франциск Сальский изучал сочинения Терезы Авильской и проникался идеями квиетизма. Он был склонен к созерцанию, поэтому этот путь оказался ему близок. Однако Франциск внёс свои изменения в развитие квиетизма. Самым главным в духовном росте он считал любовь. Так как человек – существо падшее, то ему не дано умение любить всецело, как это может Божественное начало.

Стремясь к Богу, отказываясь от всего ненужного, человек может получить от Бога благодать, и именно она возводит человека от одной ступени любви к другой. Только Бог способен дать человеку почувствовать истинную любовь. И только через божественную любовь человек проникается настоящей верой. Через эту веру и любовь человек способен пребывать в соприсутствии с Богом, чувствовать его и молиться ему в таком состоянии.

Истинная любовь к Богу – исключительно только для Бога, а не для каких-то выгод человека, и даже не для духовных. Франциск учил любить Бога только ради того, чтобы познать это чувство, а не для того, чтобы спасти свою душу. В это истинное отречение человека от самого себя и посвящение себя вере и Богу. И только так душа может обрести покой.

Квиетисты так же считали, что земные страдания очищают душу человека, что они необходимы для его духовного роста. В умении отрешённо относиться даже к боли и страданиям квиетисты видели духовное развитие.

Фото Ben White on Unsplash

В квиетизме большое значение имеют женщины. Это направление зародилось от Терезы Авильской и многие его последователи тоже женщины. Одна из них – Жанна Франсуаза де Шанталь, – явилась основательницей Ордена Посещения Богоматери. Мадам де Шанталь, как и многие квиетисты, была излишне аскетична, имела повышенный интерес к мистицизму, видениям и откровениям, и поведение её порой казалось странным.

Расцвет квиетизма отражается в деятельности испанского священника Мигеля де Молиноса. В частности, в его книге «Духовный путеводитель». В ней де Молинос обобщает весь предыдущий опыт квиетизма. Он так же писал о пути к Богу, о молитве и созерцании. Но чем больше развивалось это направление, тем сильнее было сопротивление католической церкви.

Комментарии

Комментарий появится после модерации

  1. avatar

    я не до конца понимаю что это такое потому что религиозные люди там в церковь ходят и тому подобное, молитвы читают но я мало встречала людей которые бы просто верили в бога и ничего не делали (крестик не носили даже)

  2. avatar

    Религия это сложная тема, в мире религий много и я когда выросла поняла что если бы все верили в одного то можно было бы поверить а когда их много то поверить уже сложнее, ну ктото же должен ошибаться по логике?

    • avatar

      Гость

      каждый сейчас верит в то что хочет)))))

  3. avatar

    квиетистов не встречала но если они есть то это интересно, то есть они просто верят в общепринятое но не на таком фанатичном уровне как свидетели иеговы которые в одно время просто задолбали по домам ходить!!

  4. avatar

    Если ты веришь а Бога то должен следовать заповедям и хотя бы библию прочитать разок как я понимаю а иначе это не вера а просто фальш или лицемерие

  5. avatar

    Гость

    странно что батюшки с яхтами и роликсами золотыми ходят но собирают при этом на нужды церкви и есть еще староверы которых это не смущает но во все времена религия была для контроля населения как мне кажется!!!

  6. avatar

    я вроде бы не глупая но не поняла что это значит и при чем тут испания и мистика😓😓 при том что слово вроде бы как английское от слова “тихо”

  7. avatar

    Философия такая не нравится категорически потому что лично я считаю ее бесполезной. Если плыть по течению это больше похоже на стадных инстинк просто (:

  8. avatar

    я спокойно отношусь как к верующим так и не к верующим людям, если они мне не мешают жить и не навязываются))

  9. avatar

    Гость

    У меня друг и его семья массоны и когда он пытался подкатить ко мне шары то подкатывал вместе со своей религией потому что у массонов редко бывают разные религии в семье, это значит что если верит муж то должны верить и жены и дети и они как бы доказывают правдивость того во что верят а меня это раздражает и бесит даже так что дала ему понять что мне как христианке это не интересно!!!!….

    • avatar

      Гость

      массоны недалеко ушли от христианства и православия, это такая смесь которую зачем0то придумали ихмо

  10. avatar

    а что вообще такое бог и как в него верить если я его не чувствую ни в себе ни вокруг, зачем целая куча религиозных праздников у нас это тоже неясно, только бабушки с дедушками еще празднуют всякие штуки и в дни когда нельзя убирать и готовить отдыхают..0_0

  11. avatar

    Никогда не задавалась вопросом того откуда мы пришли и куда мы идем. Просто верила в то же самое во что верили мама и папа, но когда начала встречаться с парнем который атеист он рассказал логически почему у него так и почему не верит. Так что теперь у меня странное ощущение что я тоже перестаю верить. Очень зависит от окружения получается. Но правда то должна быть одна.

  12. avatar

    Экзистенциальная психология – это направление в психологии, которое фокусируется на изучении и понимании основных вопросов человеческого существования и его отношения к миру. Она исследует вопросы о смысле жизни, свободе и ответственности, выборе и решениях, смерти и смертности, одиночестве и социальной принадлежности, а также о поиске и развитии личностной идентичности.

  13. avatar

    Экзистенциальная психология признает, что каждый человек уникален и имеет свою собственную субъективную реальность. Она интересуется тем, как человек определяет свой собственный смысл жизни и как справляется с различными вызовами и трудностями, с которыми он сталкивается.

  14. avatar

    Основные понятия экзистенциальной психологии включают в себя понятие экзистенциального кризиса, который возникает при осознании ограниченности и временности своего существования, а также понятие экзистенциальной свободы, которая подразумевает, что каждый человек имеет способность свободно выбирать и принимать ответственность за свои решения.

  15. avatar

    В экзистенциальной психологии также акцентируется важность личной автентичности и искренности в своих действиях и отношениях, а также на развитии смысловых ориентаций и ценностей, которые помогают человеку ориентироваться в мире.

  16. avatar

    Экзистенциальная психология предлагает подход к пониманию человеческой природы, который учитывает не только психологические и социальные факторы, но и духовные и существенные аспекты жизни. Она призывает к осознанному и глубокому рассмотрению своей жизни, поиску смысла и развитию личностной целостности.

  17. avatar

    Зарождение квиетизма произошло в испанской мистике XVI века, с первыми упоминаниями о нем в сочинениях Терезы Авильской.

  18. avatar

    Тереза Авильская описывала путь возвращения души к Богу через отрешение от всего и предание себя воле Бога.

  19. avatar

    Главной идеей квиетизма является спокойное состояние души, принятие и пассивное восприятие Бога.

  20. avatar

    Хуан де ла Крус, последователь Терезы Авильской, также подчеркивал важность глубокой внутренней молитвы и отрешения от материального.

  21. avatar

    Он видел в этом полное очищение души человека и призывал каждую душу найти свой путь к Богу.

  22. avatar

    Идеи квиетизма вызывали противоречия в католической церкви, что в итоге привело к осуждению этого направления.

  23. avatar

    Де ла Крус утверждал, что для спасения души необходимы внешние символы и образы, истинная молитва должна исходить из сердца.

  24. avatar

    Квиетизм призывает к внутреннему духовному росту, отказу от внешних атрибутов и поиску истины внутри себя.

  25. avatar

    Он подчеркивает значимость индивидуального пути каждой души и отсутствие универсальных схем и шаблонов.

  26. avatar

    Квиетизм уделяет особое внимание борьбе со страстями и восприятию Бога через пассивное созерцание.

  27. avatar

    Для достижения внутреннего покоя и принятия Бога, человек должен преодолеть свои слабости и освободить место в душе.

  28. avatar

    Квиетизм описывает процесс ночи души, который предполагает умерщвление всего, что не связано с Богом и не имеет божественной природы.

  29. avatar

    Зарождение квиетизма в испанской мистике свидетельствует о его глубоких корнях и связи с духовной традицией.

  30. avatar

    Квиетизм акцентирует внимание на внутреннем мире и духовном развитии, отдавая предпочтение внутренней молитве перед внешними обрядами.

  31. avatar

    Это направление философии поднимает важные вопросы о природе человека, его отношении к Богу и пути духовного роста.

  32. avatar

    Квиетизм призывает к простоте и смирению, отказу от поиска внешнего успеха и материальных благ ради духовного развития.

  33. avatar

    Отрешение от мира и самоотречение в квиетизме видится как путь к обретению истинного смысла и внутреннего покоя.

  34. avatar

    Зарождение квиетизма представляет собой уникальный этап в развитии религиозно-философской мысли, который оказал значительное влияние на последующие направления.

  35. avatar

    Идеи квиетизма можно рассматривать как призыв к внутренней саморефлексии, размышлению о собственном существовании и взаимоотношениях с высшим началом.

  36. avatar

    Зарождение квиетизма напоминает о важности внутреннего мира и духовного роста в контексте суеты и стремления к материальным ценностям.

  37. avatar

    Обвинение в том, что церковная молитва не имеет значения, отражает осуждение квиетизма за отказ от формальных религиозных обрядов и акцент на внутренней молитве.

  38. avatar

    Безмолвная молитва, как способ достижения единения души с Богом, также была предметом обвинения инквизиции, возможно, из-за пренебрежения к внешним формам вероисповедания.

  39. avatar

    Инквизиция указывает, что душа, достигшая такого единения, может созерцать Бога и Святую Троицу в этом мире, что может быть считано еретическим учением.

  40. avatar

    Обвинение в том, что для души, достигшей совершенства, нет пути к дальнейшему совершенствованию и нет пути назад, указывает на противоречие квиетизма с идеей непрерывного духовного роста и возможности исправления.

  41. avatar

    Критика квиетизма за отрицание образных представлений в молитве, а следовательно, необходимости икон и обращения к святым, отражает его отличие от традиционного католического вероучения и поклонения святым.

  42. avatar

    Инквизиция также обвиняла квиетистов в том, что душа, достигшая совершенства, больше не нуждается в принятии Таинств и совершении добрых дел, что может рассматриваться как отрицание роли ритуалов и внешних проявлений веры.

  43. avatar

    Предположение, что даже видимо греховные поступки совершенной души не наносят ей вреда, свидетельствует о крайности квиетистской концепции и может быть воспринято как отрицание нравственных норм и ответственности за поступки.

  44. avatar

    Предъявление 50 пунктов обвинений квиетизму свидетельствует о серьезной озабоченности и противодействии католической церкви по отношению к этому направлению.

  45. avatar

    Обвинения указывают на основные принципы квиетизма, которые вызывали недовольство и осуждение, такие как отрицание внешних религиозных обрядов и акцент на внутренней духовной практике.

  46. avatar

    Инквизиция выступила в защиту традиционных религиозных учений и практик, противостоя взглядам, которые воспринимались как еретические и опасные для церковной иерархии и единства верующих.
    Франциск Сальский был одним из исследователей и последователей квиетизма, проникшимся его идеями и практиками.

  47. avatar

    В своем развитии квиетизма Франциск Сальский придал особое значение любви как основному аспекту духовного роста.

  48. avatar

    Согласно Франциску, только через благодать Бога человек может пройти путь от одной ступени любви к другой и познать истинную веру.

  49. avatar

    Франциск учил, что истинная любовь к Богу должна быть безкорыстной, не связанной с желанием выгоды или спасения души.

  50. avatar

    Отречение от себя и посвящение вере и Богу являются ключевыми аспектами квиетизма, согласно учению Франциска Сальского.

  51. avatar

    Квиетисты считали, что земные страдания и боли являются очищающими и необходимыми для духовного роста человека.

  52. avatar

    Женщины играли важную роль в квиетизме, и многие из них становились последовательницами и пропагандистками этого направления.

  53. avatar

    Жанна Франсуаза де Шанталь, основательница Ордена Посещения Богоматери, была одной из выдающихся женщин-квиетисток.

  54. avatar

    Хотя квиетизм находил свое развитие и среди мужчин, многие из них, включая Мигеля де Молиноса, испанского священника, продвигали и популяризировали его идеи.

  55. avatar

    Книга “Духовный путеводитель” Мигеля де Молиноса стала одним из важных произведений, обобщающих опыт и учение квиетизма.

  56. avatar

    В своих писаниях Мигель де Молинос уделял внимание пути к Богу, молитве и созерцанию, подчеркивая их важность для духовного роста.

  57. avatar

    Однако с развитием квиетизма усилилось сопротивление со стороны католической церкви, которая рассматривала некоторые его идеи как еретические или отклоняющиеся от традиционной веры.

  58. avatar

    Квиетизм вызывал беспокойство у церкви из-за его уклонения от ритуалов, обрядов и образных представлений в молитве.

  59. avatar

    Некоторые духовные лидеры и иерархи церкви считали, что квиетизм может привести к отдалению от установленных доктрин и развращению верующих.

  60. avatar

    Квиетисты сталкивались с репрессиями и преследованиями со стороны инквизиции и других церковных властей, что сдерживало развитие и распространение этого направления.

  61. avatar

    Возникли споры и разногласия среди квиетистов относительно правильного понимания и применения квиетистских практик и учений.

  62. avatar

    Определенная часть католического духовенства и верующих продолжала придерживаться традиционных форм религиозной практики и относилась скептически к квиетизму.

  63. avatar

    Влияние квиетизма ощущалось не только внутри католической церкви, но и среди других христианских течений и духовных движений.

  64. avatar

    Некоторые элементы квиетизма встречаются и в современных духовных учениях и практиках, хотя само направление не имеет такого значительного влияния, как в прошлом.

  65. avatar

    Изучение квиетизма и его влияния на развитие христианской духовности остается актуальной темой для исследования и обсуждения в современной религиозной сфере.

preload
close
up