Что такое экзистенциальные потребности человека в психологии с примерами
девушка в черных очках Фото автора Ron Lach: Pexels

Экзистенциальные потребности человека и способы их удовлетворения

Анастасия Соколова

Автор

Практикующий психолог в области семейных и детско-родительских отношений. ...

Наталья Суркова

Эксперт

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Эрих Фромм заявил, что человек отличается от животного тем, что имеет не только базовые потребности – в еде, воде, безопасности, продолжении рода, но и экзистенциальные потребности, которые выше и сложнее простого благополучного существования. Они делают нас не просто индивидами, то есть биологическими существами. Они делают нас личностью, с ее стремлениями, духовностью, идеалами, ценностями и вечным поиском смысла своего существования.

Суть экзистенциальных потребностей человека

красивая девушка
Фото автора Larissa Wolf: Pexels

Экзистенциальные потребности – это стремления, которые присущи только человеку, и, не удовлетворив которые, невозможно обрести счастье и смысл жизни. Это если кратко. Но на деле, все «немного» глубже и серьезнее.

В 1955 году, известный немецкий философ, психолог и психоаналитик Эрих Фромм публикует свой знаменитый труд «Здоровое общество». Там он дает ответ на простой, но, в тоже время, невероятно сложный вопрос, чем же здоровый человек отличается от психически больного. Его ответ звучал так: психически здоровый человек может самостоятельно находить ответы на экзистенциальные вопросы.

По мнению Э. Фромма, в человеке постоянно борются два глобальных стремления:

  • желание быть свободным, то есть независимым от других;
  • желание быть в безопасности, которая невозможна в одиночку.

«Exsistentia» в переводе с латинского означает сущность или существование. Под экзистенциальным кризисом в психологии понимается потеря человеком смысла жизни. Вообще, экзистенциальность – это всегда вопросы смысла бытия, мироздания, себя в этом мире.

5 экзистенциальных потребностей по Э. Фромму

В своих трудах Фромм выделил 5 экзистенциальных потребностей, присущих любому человеку, хотя далеко не каждый может найти конструктивные и гармоничные пути их удовлетворения.

Он выделял потребности:

  • в связи с другими людьми;
  • в транстенденции;
  • в укорененности;
  • в идентичности;
  • в системе ориентаций.

Потребность в связи с другими людьми

Это базовая социальная потребность любого человека. Согласно Э. Фромму, у человека есть три возможности устанавливать связь с другими людьми:

  • любовь – когда человек принимает другого, как уникального, неповторимого и независимого от себя. К этому виду отношений он относил как любовь между мужчиной и женщиной, так и детско-родительскую любовь, и даже дружбу или наставничество;
  • власть – желание доминировать над кем-то, быть нужным другим людям, управлять ими, то есть ставить их в зависимое от себя положение, но при этом создавать с ними крепкую психологическую связь;
  • подчинение – желание позволить другому человеку собой управлять, принимать за себя решения, брать ответственность. Это отношение психологической принадлежности к другому человеку.
Потребности человека: узнай и удовлетвори свои

Потребности человека: узнай и удовлетвори свои

Фромм подчеркивал, что конструктивная реализация потребности в связи с другими людьми возможна только с помощью любви. Когда люди принимают друг друга, готовы брать ответственность друг за друга, проявлять заботу, при этом испытывать чувство уважения. Власть и подчинение, в конечном счете, разрушают личность, приводят к серьезным конфликтам.

Потребность в транстенденции

Говоря простыми словами это потребность в преодолении себя, своей животной сущности, низменных пороков, желаний, своей лени, прокрастинации, своих страхов. Человеку, для того чтобы развиваться как личность, нужны психологические препятствия. Только преодолевая их можно расти над собой.

В жизни ты постоянно сталкиваешься с желанием их преодолеть. Когда берешь себя в руки и, несмотря на желание спать, есть и ничего не делать, встаешь с постели, занимаешься спортом, борешься со своими пагубными привычками, со своей агрессией.

Преодоление себя – это отказ от пассивного образа жизни. Он может проявляться в двух формах:

  • созидание – творчество, генерация новых идей, концепций, открытий, установление своих моральных ценностей, передача своего опыта другим людям, или новому поколению;
  • разрушение – самоутверждение за счет других, эгоцентризм или самообман, например, когда человек представляет, как он завтра бросить пить, но не делает этого, а лишь занимается самообманом.

Потребность в укорененности

Это потребность в корнях. В ощущении себя частью рода, принадлежности к определенному клану. Это и потребность создавать собственную семью. То есть это стремление к ощущению надежного тыла, безопасности, понимания, что где-то у тебя есть дом и люди, которые тебя любят и ждут.

Ты часть чего-то большего, чем ты есть. Ведь дети, род – это стремление к вечной жизни. Осознание, что со смертью ты не закончишься. О тебе будут помнить, частичка тебя будет жить в ком-то другом.

Фромм видел суть этой потребности в отношении ребенка с матерью. Это можно сравнить с теорией привязанности.

Непродуктивное удовлетворение этой потребности проявляется как инфантильность, неуверенность в себе, нежелании брать ответственность за других людей, склонность к зависимости от другого человека.

Потребность в идентичности

Это можно назвать потребностью быть самим собой. Осознавать свою сущность, потребность в самоидентификации. Это ответ на вопрос: кто я есть? Сейчас, для себя, а не для общества. Самоидентификация выражается не только в наборе социальных ролей и принадлежности к какой-то социальной группе – мать, дочь, юрист, россиянин, москвич, альтруист, перфекционист и так далее.

Это сочетание всех эти ролей и, одновременно, осознание, что сущность человека – это целостность, внутренняя гармония, когда общее больше, чем сумма его частей.

Неконструктивная реализация этой потребности выражается в стадном инстинкте и конформизме, когда человек отказывается от своего мнения и индивидуальности в угоду большинства, с которым себя соотносит.

Потребность в системе ориентации

Это твердая система взглядов и ценностей, которая становится для человека жизненным ориентиром, совестью, целями, стремлениями. Она придает каждому явлению личностный смысл. Сталкиваясь с чем-то, человек как бы пропускает новую информацию через свою систему ценностей и, либо принимает ее, либо отвергает.

Эта потребность включает в себя чувство преданности – себе, другому человеку, определенной религии, системе моральных норм, своему делу, Родине и так далее. Важно, чтобы система ценностей была рациональной, осознаваемой, а не «подцепленной» от социальных установок или родительских сценариев, ведь это приведет к внутреннему конфликту.

Э. Фромм подчеркивал, что полностью удовлетворить эти потребности невозможно, но в том и заключается их суть. Человек всю свою жизнь стремится к их реализации, и тут важна не столько сама цель, сколько путь к ней. Без этого человек теряет смысл существования, у него наступает апатия, безразличие, нарастают внутриличностные конфликты. Познать смысл жизни, себя в ней, возможно только в стремлении удовлетворить свои экзистенциальные потребности.

Комментарии

Комментарий появится после модерации

  1. avatar

    Чем приземленнее человек, тем проще у него запросы.У меня бывший муж вообще не заморачивался смыслом жизни. Поел, попил, на работу сходил, иногда на природу съездили и все, больше ему ничего и не нужно было..

  2. avatar

    Я точно неугомонная. Постоянно меня все не устраивает, работу меняю как только понимаю, что переросла, не сижу на одном месте. Даже профессию поменяла кардинально, так как не смогла устроиться после институт на работу. Не могу успокоиться, вечно меня подмывает что-то поменять в своей жизни

    • avatar

      Гость

      такая же, мой муж уже стонет от меня, ты говорит хоть день можешь спокойно дома посидеть…

  3. avatar

    От человека все зависит и от его семьи. Если выросли в семье где в основном решались только бытовые нужды и других стремлений не было, то скорее всего и дети такими же будут. А вот если родители постоянно развивались, то и дети глядя на них будут расширять свои горизонты..

    • avatar

      не всегда так. есть же известные ученые и художники из бедных семей, которые достигли больших высот в науке,Ломоносов тот же)

  4. avatar

    Если не надо гоняться за деньгами для обеспечения базовых потребностей, тогда да, конечно, можно и о смысле жизни подумать. А вот если все силы уходят на то, чтобы на хлеб заработать, то уже не до чего больше. День прошел и хорошо

  5. avatar

    Чем обеспеченее человек, тем у него больше возможностей для дальнейшего развития и самопознания. Ему деньги зарабатывать не надо, можно и о духовном развитии подумать

  6. avatar

    Согласна с тем, что нужно найти свое место в этой жизни. Часто в семье врачей дети идут по стопам родителей, а в семье учителей становятся учителями и так далее. Такая семейная преемственность получается

  7. avatar

    Каждый должен реализовать свой потенциал и стремиться к лучшему. Мне например становится скучно на работе, если я уже достигла потолка на этом месте. Тогда я думаю, куда податься дальше

    • avatar

      Гость

      Ну если молодой, то еще можно рыпаться, но если далеко за 40, то лучше сидеть на своем месте до пенсии. А то так вообще можно на улице оказаться без работы…

  8. avatar

    Каждый сам самоутверждается как может. Для одного важна карьера, для другого семья на первом плане, другой вообще не работает и без семьи. Мне кажется, что все равно останешься недовольным, так как успеть везде невозможно

  9. avatar

    Да, надо всегда иметь цель, пусть даже маленькую…

  10. avatar

    Вот как бы эту лень еще преодолеть. Хочу много, могу тоже много, но лень сильнее меня. Чтобы я занялась чем-то, помимо обязанностей, от которых невозможно увильнуть, должно что-то случиться точно…

close
up