две девушки Фото автора cottonbro: Pexels

Дуализм в философии – почему ментальное и физическое так тесно связаны

Виктория Пономарёва

Автор

Журналист, писатель, творческая личность с трезвым подходом к жизни. Главны...

Наталья Суркова

Эксперт

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Добро и зло, свет и тьма, радость и несчастье — противоположности, которые нельзя в полной мере ощутить без их прямого взаимодействия. В философии это обозначается термином “дуализм”. Он применяется в отношении тела (как физического объекта, который можно увидеть) и души (сознания, которое принимается на веру из-за его нематериальных свойств). Споры касательно теории дуализма ведутся со времён Древнего мира, а основным их предметом становится сущность и степень взаимодействия этих кардинально различных субстанций.

Суть дуализма в философских течениях

пара любуется картиной
Фото Alistair MacRobert on Unsplash

Философия, пожалуй, самая “гибкая” наука, которая открывает практически безграничные просторы для самовыражения своих взглядов на сущность мира. Монизм, например, есть теория о существовании лишь одной категории вещей или одного фундамента. Плюрализм признает множественность этих фундаментов, концепций и принципов.

Дуализм же интересен тем, что предполагает наличие двух ветвей бытия, которые обособлены, независимы и сосуществуют параллельно. Так, утверждается радикальное видовое различие ментального и физического (сознания человека и его физической оболочки).

Дуалистами, как правило, изначально признаётся факт существования материального. То есть, тела, наделённого набором определённых физических качеств, как: вес, рост, размер обуви и одежды, цвет, пропорции, способность к перемещению и прочее. Поэтому реальность физического мира не обсуждается.

С точки зрения сторонников этой “двойственной” теории больший интерес представляет изучение ментальных свойств, которые не могут быть приписаны физическим объектам. Это: опыт, эмоции, реакции, желания, убеждения, взгляды и другие составляющие сознания и интенциональности.

Разновидности субстанций в дуализме и их взаимодействие

“Сознание” в дуализме есть некая духовная субстанция. Она ментальна и не обладает материальными качествами. Физический объект – противоположен сознанию. Он является чисто материальной субстанцией, которую можно увидеть, пощупать, оценить и прочее.

Декарт и три субстанции

Декарт и три субстанции

Физические свойства публичны. Ментальные же – скрыты и индивидуальны. Например, при переживании болезненных ощущений можно увидеть мимическую и жестикулярную реакцию физической оболочки (скручивание, прикладывание рук к эпицентру боли, слёзы и прочее). Но оценить степень и специфику этой боли посторонний человек не может. Ему приходиться верить на слово, а значит. сознательные ментальные события не доступны широкому кругу лиц, в отличие от физических.

Логически, данная концепция подразумевает невозможность сознания обладать физическими свойствами, а тела — духовными.

В теории дуализма, личность человека является совокупностью этих независимых субстанций. При этом, дуалисты допускают существование тела без сознания и сознания без тела, но в таком случае ставят под сомнение существование личности.

Прародители дуализма

Основоположниками дуализма в философии считают Аристотеля и Декарта. В соответствии с их мнением, тело и сознание выступают противоположными по сути субстанциями, поскольку материя есть что-то, что подчиняется законам физики и обладает определёнными физическими свойствами, а сознание – нечто субъективное и пластичное в зависимости от обстоятельств и других параметров.

Концепция дуализма предполагает баланс (во Вселенной, в человеческой сущности и прочее) только при условии существования противоположности, как – добро – з о. тьма – свет…

Как булгаковский Воланд задавался вопросом, “что бы делала земля, если бы с неё убрали тени, и кому нужно было бы добро, не будь зла, так и прародители дуализма подвергали сомнению возможность и целесообразность существования души без тела и тела без души.

Ученик превзошел учителя?

До Аристотеля идеей дуализма интересовался и его учитель – Платон. Однако он столкнулся с проблемой призрачности связи между конкретной материей и сознанием. По мнению этого древнегреческого философа, душа “заключена” в теле, но природа этих субстанций слишком загадочна и различна, чтобы о ней судить.

Giphy

Аристотель же подвергал критике Платоновскую концепцию дуализма, считая неоспоримыми единство и свойства вещей. Так, согласно его идее, сознание являлось формой тела. Соответственно, душа есть человеческая природа, почти что свойство тела.

Такой взгляд на вещи делает концепцию дуализма довольно спорной, поэтому обсуждения его вероятности не утихают со времён смерти мыслителя.

Впрочем, спорная аристотелевская теория о формах отдельную роль отводит интеллекту. Автор рассматривает его как часть души, но признаёт отсутствие телесного органа, соответственно, и нематериальность мышления. Напротив, считал Аристотель, при условии материальности сознания, оно бы не могло менять формы. а форма есть субстанция.

Субстанциальный дуализм Декарта

Французский философ Декарт предложил миру более современный взгляд на концепцию дуализма. В его представлении было два вида субстанции: материя (обладающая пространственной протяжённостью) и дух, заключающийся в мышлении.

Фото автора Dids: Pexels

В отличие от Аристотеля, не приемлющего идею науки о материи в виду частоты ее изменений под воздействием различных факторов, Декарт занимал механистическую позицию в вопросе о свойствах физической субстанции. Для него “тело” представлялось тождественным машине с большим функционалом, а материя – есть нечто вроде “раздражителя”, который активирует определённые рычаги воздействия на физическую оболочку.

По мнению философа, эти рычаги находятся шишковидной железе. Однако вопрос осуществления взаимодействия между материей и сознанием при этом остался безответным.

Кризис в истории дуализма

19 век подарил миру много изобретений, которым человечество обязано стремительному развитию механики. Вместе с тем, это же явление стало кризисным к истории дуализма и чуть было не стало его концом.

В первую очередь. это связано с возросшим интересам к физике. с позиций которой пропало множество загадок человечества и мир упростился до физических законов и явлений. Это же напрочь отметало вероятность вмешательства духовного начала в физический мир.

Фото Philippe Leone on Unsplash

Появилась теория об однобоком взаимодействии, согласно которой дух является побочным продуктом физической системы, а не полноценным участником сущности. Как побочный продукт или эпифеномен, он не получает обратной реакции.

Впрочем, несмотря на такие убеждения, существование сознания, как нематериальной субстанции, всё же признавалось, хотя и утрачивало свои позиции в виду первенства физической науки.

Возрождение

К концу 1940-х гг. интерес к данной философской концепции почти пропал, но ближе к началу 21 века появилось нечто вроде умеренного дуализма. Он разделяется на виды:

  • Субстанциальный или картезианский – подразумевает объединение “субстанции” и “дуализма субстанции”. То есть, выступают на стороне конкретики: не сознание, как набор мыслей и чувств, а сознание того, кто мыслит и чувствует.
  • Дуализм свойств – признаёт существования двух различных видов свойств.
  • Дуализм предикатов – считает важность психологических предикатов для понимания мира и их несводимость к физикалистскому началу. Фактически, признаёт существование двух различных видов субъектов.

Комментарии

Комментарий появится после модерации

close
up