Кто такие чайлдфри и почему нежелание иметь детей так распространено?
Чайлдфри – почему люди с охотой отказываются иметь детей? Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels

Чайлдфри – почему люди с охотой отказываются иметь детей?

Автор

Журналист, писатель, творческая личность с трезвым подходом к жизни. Главны...

Наталья Суркова

Эксперт

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Фаина Раневская, Опра Уинфри, Дженнифер Энистон и многие другие знаменитости с мировым именем получили известность не только благодаря своему таланту, но и в качестве состоявшихся женщин, не оставивших потомства. У кого-то этот “критерий” успеха вызывает негодование. Бездетных женщин, сознательно отказавшихся от идеи материнства, нередко называют эгоистами в юбках. Другие же наоборот, одобряют их выбор. Почему некоторые выбирают образ жизни чайлдфри и на чём основаны их убеждения?

Кто такие чайлдфри

девушка с рукой вверх
Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

В современном мире сотни идеологий и субкультур, находящих своих ярых сторонников или противников, в их числе и чайлдфри. Концепция этого образа жизни основана на идее добровольного стремления не иметь детей. Сам термин “чайлдфри” имеет весьма точное определение концепции – “свободная от детей”.

Но есть и подвиды этого направления, объясняющие суть подобного выбора. К примеру, желание отсрочить беременность и роды, а не отказаться от них насовсем. В отличие от бездетности, как проблемы здоровья, чайлдфри сознательно не торопятся или полностью отказываются от продолжения рода в силу своих личных убеждений.

Материнство – антиутопия?

Есть масса причин, подталкивающих женщин к отказу от материнства, одна из них кроется в давлении на подсознание. К примеру, все девочки любят мультики, но какими в них предстают образы женщин с детьми (и предстают ли вообще)?

Принцесса Фиона (ребенок с проблемой) – заточена в башне родителями, очевидно, не готовыми к трудностям. Принцессу Аврору отправляют жить к феям. Золушка – почти образец для всех будущих чайлдфри: мачеха отказывается выполнять любые обязанности по ее воспитанию и содержанию, загружая тяжелой (а иногда и бессмысленной, как отбор белой фасоли от темной) работой. А сестры последней – дети, которых и врагу не пожелаешь: скверные, неряшливые, некрасивые, грубые…

Кто такие чайлдфри и почему их ненавидят?

Кто такие чайлдфри и почему их ненавидят?

Наконец, Мардж Симпсон – мать троих детей и жена простоватого, лысеющего, бытового алкоголика без претензий на лучшую жизнь. В одной из серий мультсериала даже обыгрывалось открытое противостояние чайлдфри и материнства. Причем, уже первую попытку переубедить оппонента Мардж проиграла из-за вмешавшегося в разговор сына-хулигана.

Таким образом, у девочек изначально нет примера для подражания. Образы, создаваемые в мультфильмах, скорее, уводят от идеи материнства как такового, чем воодушевляют на нее.

Истоки концепции

Разумеется, это не общая для всех чайлдфри причина подобных убеждений. На заре своего развития идеология “свободных от детей” женщин и мужчин имела вполне рациональные объяснения, обусловленные особенностями конкретного исторического периода. Это:

  • нехватка еды;
  • тяжелый физический труд, не оставлявший сил на воспитание ребенка;
  • болезни и отсутствие современных технологий лечения;
  • внешние угрозы (военного присутствия, репрессий, терактов и т.д.).

Как обратный эффект – необходимость частых родов с целью сохранения рода, что было связано с низкими показателями выживаемости младенцев и детей разного возраста.

Сегодня часть этих первопричин для отсрочки или отказа от деторождения претерпела ряд изменений. Но вместе с глобальным прогрессом во всех отраслях жизнедеятельности, находится стабильно много сторонников идеологии чайлфри.

Чайлдфри. Почему?

Выбор в пользу бездетности обусловлен желанием женщин состояться: построить карьеру, получить известность и добиться иных желанных вершин. К примеру, Светлана Ходченкова, Лайма Вайкуле и прочие популярные персоны, которые публично относят себя к чайлдфри, отдают приоритет карьере.

Giphy

Ким Кэтролл, сыгравшая одну из центральных ролей в сериале “Секс в большом городе”, в одном из интервью призналась, что в раннем детстве “хотела сто детей”, но с возрастом поняла, что это не ее желание, а “сильное давление со стороны окружающих”. Сейчас кинодиве седьмой десяток, и она признается в своей “неготовности” стать матерью.

Некоторые исследователи идеологии приходят к выводу о большей финансовой независимости пар-чайлдфри, профессиональной самореализации, образованности. Они менее религиозны, свободны от устоев и традиций общества, чаще проживают в мегаполисах, где могут добиться успеха.

Саморазвитие и заработок для них становится основным стремлением в жизни, а состоявшись, некоторые чайлдфри могут пересмотреть и свои устои, создав полноценную семью с собственным или усыновленным потомством.

Психологическая составляющая идеологии

Кроме желания развиваться и двигаться вперед без ответственности за детей, есть и психологические аспекты, препятствующие материнству. Это:

  • Детские психологические травмы.

Ты подверглась акту насилия или жестокости со стороны родителей или близких родственников, вследствие чего твое восприятие родительства искажено.

  • Боязнь родов. Как физиологического процесса.

По разным данным, от 15 до 18 процентов женщин боятся испытать боль при родах (а она считается самой сильной). Еще порядка 10 процентов – боятся родить больного ребенка.

  • Нелюбовь к детям.
  • Страх финансового неблагополучия и неспособности обеспечить потомство необходимым для жизни минимумом.
  • Отсутствие материнского инстинкта.

Желание посвятить себя семье и детям присуще далеко не каждой женщине, с точки зрения психологии, это тоже нормально.

Мода на бездетность

Термин “чайлдфри” ещё сравнительно непривычен слуху, он вошел в обиход только в 90-е годы прошлого века. Но концепция добровольного отказа от процесса родов и деторождения существует давно.

Фото автора SHVETS production: Pexels

В качестве исторической формы чайлдфри нередко приводятся североамериканские племена, а на постсоветское пространство субкультура “просочилась” уже в начале ХХ века.

До этого периода в России (и не только) традиционно в каждой отдельной избе был собственный детский сад. Старшие присматривали за младшими, параллельно помогали родителями вести хозяйство и делать массу иной трудной работы, которой современному подрастающему поколению уже не понять.

Хорошо это было или плохо – можно судить только через призму опыта. С одной стороны, дети и “стакан воды принесут”, и в старости досмотрят. С другой, – чем больше ртов, тем больше приходилось работать и чаще откладывать собственные дела на неопределенное “потом”.

Чайлдфри – детоненавистники?

Проблема осуждения людей за их выбор, особенно если таковой расходится с личной точкой зрения, благополучно стирается реалиями современного мира. Но сегодня все еще находятся те, кто осуждает чайлдфри за идею сознательного отказа от воспроизведения потомства. Некоторые из них отнюдь не торопятся вникать в причины данной концепции и просто называют ее приверженцев детоненавистниками, что не совсем верно.

Фото Robert Ruggiero on Unsplash

Идеология чайлдфри предусматривает несколько ответвлений. Так, есть: чайлдперхэпс (childperhaps) и чайлдхейт (childhate). Первые не отказываются рожать вообще, но переносят эту идею на неопределенное будущее (когда построят карьеру, купят хорошее жилье, чего-то достигнут, реализуют мечту увидеть мир и прочее).

Они могут стать мамами и в позднем возрасте, выбрав вариант, соответствующий их здоровью и возможностям: родить самой, воспользоваться услугами искусственного оплодотворения или суррогатного материнства.

А вот чайлдхейт, действительно, с отвращением относятся не только к материнству, но и к детям.

Комментарии

Комментарий появится после модерации

  1. avatar

    Гость

    Давайте называть вещи своими именами. Не чайлдфри а бездетные. Всегда таких жалели. И еще. Нормальные люди не будут кричать об этом в интернете. Копировать чужие статьи и строчить посты. А кричат либо группа троллей, либо внушаемые интернет пропагандой. Что равно не иметь своей головы.

  2. avatar

    Чайлдфри это адекватные люди, которые сделали свой выбор, и я думаю, что выбор этот правильный , потому что в условиях нашего мира, нашей жизни и конечно же политической ситуации, рожать пушечное мясо это полностью глупая затея, так делать нельзя, и всегда надо понимать, что ты можешь дать ребёнку

  3. avatar

    я согласна с чайлдфри, и у меня есть ребёнок, но я не понимаю, в чём смысл. дети это слишком тяжело, бессмысленно, и на нашей планете и так слишком много людей, Зачем рожать ещё кучу

  4. avatar

    Сюда бы пригласить мою свекровь, с её мнением о том, про зайку и лужайку, она бы здесь всем сказала, что всем нужно срочно рожать, и не маяться дурью, но так как свекровь моя далеко, я скажу за неё она у меня немножко сумасшедшая, ржать нужно только тогда, когда уверен в том, что у ребёнка будет хорошее будущее

  5. avatar

    на самом деле чайлдфри это не детоненавистники, это простые люди, и это умные люди, которые в отличие от всех желающих деточку, понимаю, что ребёнок это слишком большая ответственность, можно даже сказать что огромное, И ржать, Когда ты ещё не имеешь хорошего образования, работы и так далее А нельзя, да и в принципе Зачем это делать, если в мире есть столько всего интересного??

  6. avatar

    Люди, которые только и делают что рожают, я бы к ним хотела обратиться, Неужели они думают, что жизнь настолько скучно, что для того чтобы она была лучше, нужно родить ребёнка? по-моему это глупо

  7. avatar

    К сожалению, правительство навязывает нам подмену понятий, и рожать это не главная цель в жизни женщины, и совсем не это делает её настоящей женщиной, настоящая женщина это та, кто образован, У кого есть хорошая работа, и Кто ведёт себя достойно, не пытаясь успеть за текущими частниками, уходящими поездами и прочими чувствами фантастической технике, которые намекают на то, что пора бы рожать

  8. avatar

    чайлдфри это люди, которые вызывают у меня уважение, потому что нужно иметь смелость, чтобы в нашем недоразвитом обществе кому-то доказать и показать свою позицию по поводу детей и в целом по любому поводу.

  9. avatar

    Это очень здравая позиция, и я бы тоже хотела быть чайлдфри, если бы не мой ребёнок, которого я люблю, но я реально не понимаю, зачем рожать детей, в них нет никакого смысла

  10. avatar

    нужно очень серьёзно думать по поводу того, что ты можешь дать маленькому человеку, который пришёл в этот мир совершенно беспомощным, и это настолько огромная ответственность, что никто даже не представляет этого

  11. avatar

    ребёнок это не игрушки, как кажется многим людям, которые призывают рожать, и многие конечно думают, что если ты рожаешь, то ты молодец, и так далее, но на самом деле это не так

  12. avatar

    Чаще всего женщина рожает для того, чтобы удержать мужчину, либо компенсировать свою несостоятельность и неспособность быть личностью, поэтому они выбирают быть матерью, и этого не в тоже не очень хорошо получается

  13. avatar

    Термин “чайлдфри” (childfree) относится к людям, которые свободно и осознанно выбирают не иметь детей и не стремятся к родительству.

  14. avatar

    Чайлдфри – это понятие, которое описывает личный выбор отсутствия детей. Люди, определяющие себя как чайлдфри, осознанно решают не вступать в родительство по различным причинам, которые могут быть личными, финансовыми, карьерными или связанными с их образом жизни.

  15. avatar

    Важно понимать, что быть чайлдфри не означает, что люди не могут испытывать любовь и заботу по отношению к детям других людей, таких как племянники или дети друзей. Это просто означает, что они приняли решение не иметь собственных детей.

  16. avatar

    Причины, по которым люди выбирают быть чайлдфри, могут быть разнообразными. Некоторые люди предпочитают сосредоточиться на своей карьере, развитии личности, путешествиях или других интересах. Другие могут иметь медицинские, финансовые или психологические причины, которые делают родительство непосильным или нежелательным для них.

  17. avatar

    Важно отметить, что решение быть чайлдфри является личным и индивидуальным. Каждый человек имеет право выбирать, какую жизнь они хотят вести и какие цели и приоритеты для них наиболее значимы. Социальное давление или ожидания общества не должны влиять на принятие такого решения.

  18. avatar

    Быть чайлдфри не означает, что люди не могут вносить значительный вклад в общество или не могут испытывать счастье и удовлетворение от своей жизни. Они могут посвятить время своим увлечениям, развивать свои таланты, строить карьеру или вкладываться в отношения и другие сферы жизни, которые приносят им радость и удовлетворение.

  19. avatar

    В обществе все чаще становится принятым и признанным выбором быть чайлдфри. Растущая осознанность и уважение к индивидуальным решениям людей позволяют людям, которые не хотят быть родителями, чувствовать себя комфортно и принятыми в обществе.

  20. avatar

    Важно уважать выборы каждого человека и не придавать негативное или осуждающее значение решению быть чайлдфри. Каждый имеет право на свое личное счастье и на выбор, который соответствует их ценностям и жизненным устремлениям.

  21. avatar

    Общество может получать пользу от разнообразия выборов и перспектив. Люди, которые не имеют детей, могут вносить важный вклад в общество через свою работу, волонтерскую деятельность, творчество или другие формы общественной деятельности.

  22. avatar

    Важно поддерживать диалог и взаимопонимание между людьми с разными выборами относительно родительства. Уважение и понимание помогут создать более толерантное и поддерживающее общество, где каждый может чувствовать себя принятым и свободным в своих решениях.

  23. avatar

    Независимо от выбора быть родителями или быть чайлдфри, важно помнить, что каждый человек заслуживает уважения и поддержки в своих личных решениях. Разнообразие выборов делает общество богаче и позволяет каждому найти свой путь к счастью и удовлетворению.

  24. avatar

    В тексте поднимается вопрос о влиянии образов и представлений о материнстве, формируемых в мультфильмах и культуре в целом, на мнение девочек и женщин о материнстве. Указывается, что часто образы матерей в мультфильмах могут быть искаженными или негативными, что может оказывать влияние на сознание и отношение к материнству.

  25. avatar

    Указывается, что мультфильмы часто представляют материнство в негативном свете, показывая сложности и трудности, с которыми сталкиваются матери, а также создают образы неблагоприятных или неряшливых детей. Такие образы могут приводить к сомнениям и отрицательным представлениям о материнстве у девочек и женщин.

  26. avatar

    Отмечается, что приведенные примеры из мультфильмов не являются всеобщими и исчерпывающими, и в кино и анимации существуют и положительные образы матерей и семейных отношений. Однако, важно осознавать, что мультфильмы могут оказывать определенное влияние на восприятие и представления о материнстве, особенно в молодом возрасте.

  27. avatar

    В тексте отмечается, что негативные образы материнства в мультфильмах могут способствовать формированию негативных стереотипов о матерях и материнстве в обществе. Это может создавать неправильные представления и приводить к непониманию и недоверию к женщинам, которые выбирают не иметь детей.

  28. avatar

    Важно помнить, что мультфильмы и культурные образы не являются единственным источником информации и влияния. Семья, образование и личный опыт также играют важную роль в формировании взглядов и решений о материнстве. Женщины могут осознанно выбирать свой путь и не поддаваться на внешние влияния, создавая собственные представления о счастливой и осознанной жизни без детей.

  29. avatar

    В конечном счете, решение о материнстве или его отсутствии является личным выбором каждой женщины. Важно уважать и поддерживать разнообразие выборов и уважать право каждого человека на свободное решение о своей семейной жизни и счастье.

  30. avatar

    Истоки концепции “чайлдфри” имели рациональные объяснения, связанные с определенными историческими условиями. Нехватка еды, тяжелый физический труд и отсутствие современных технологий лечения создавали препятствия для рождения и воспитания детей. В то время, частые роды использовались для сохранения рода и компенсации низкой выживаемости детей.

  31. avatar

    Хотя сегодня некоторые из этих первопричин изменились, идеология “чайлдфри” все еще имеет сторонников. Современные социальные и экономические изменения привели к новым вызовам и возможностям, которые могут влиять на решение людей отложить или отказаться от деторождения. Это может включать фокус на личной карьере, стремление к свободе и независимости, а также обеспокоенность экологическими и социальными проблемами.

  32. avatar

    Принятие решения быть “чайлдфри” является индивидуальным выбором каждого человека. Это решение может быть обусловлено различными факторами, включая личные ценности, жизненные обстоятельства, здоровье и желания. Важно уважать разнообразие выборов и понимать, что каждый имеет право на свободное решение о своей семейной жизни и счастье.

  33. avatar

    Выбор бездетности может быть обусловлен желанием женщин достичь личного и профессионального успеха, построить карьеру и реализоваться в других сферах жизни. Некоторые известные личности, такие как Светлана Ходченкова и Лайма Вайкуле, активно отдают приоритет своей карьере и публично идентифицируют себя как “чайлдфри”.

  34. avatar

    Некоторыеисследователи обнаружили, что сторонники идеологии “чайлдфри” обычно обладают большей финансовой независимостью, образованностью и профессиональной самореализацией. Они также чаще проживают в крупных городах, где есть больше возможностей для достижения успеха. Для них саморазвитие и достижение материального благополучия становятся важными ценностями в жизни.

  35. avatar

    Выбор быть “чайлдфри” не является окончательным и может измениться со временем. Некоторые люди, достигнув своих личных и профессиональных целей, могут переосмыслить свои убеждения и решить создать полноценную семью, в том числе собственными или усыновленными детьми. Решение быть родителем или бездетным является индивидуальным и зависит от жизненных приоритетов и ценностей каждого человека.

  36. avatar

    Психологические аспекты могут быть препятствием для материнства. Детские психологические травмы, такие как насилие или жестокость со стороны родителей или близких родственников, могут искажать восприятие родительства и создавать барьеры для желания иметь детей.

  37. avatar

    Боязнь родов может быть еще одним фактором, препятствующим материнству. Некоторые женщины испытывают страх перед физическими болями и опасаются родить больного ребенка. Эти страхи могут создавать негативные ассоциации с родительством и влиять на решение не иметь детей.

  38. avatar

    Страх финансового неблагополучия и неспособности обеспечить потомство необходимым также может быть фактором, влияющим на выбор бездетности. Беспокойство о финансовой стабильности и возможность обеспечить достойное будущее для ребенка может остановить некоторых людей от решения иметь детей.

  39. avatar

    Отсутствие материнского инстинкта также упоминается как возможный фактор, который может сдерживать желание иметь детей у некоторых женщин. У каждой женщины индивидуальные предпочтения и стремления, и не все испытывают естественную склонность к материнству. Важно уважать различия в психологических предпочтениях и выборах каждого человека.

  40. avatar

    В идеологии чайлдфри существуют различные ответвления, включая чайлдперхэпс и чайлдхейт. Чайлдперхэпс предполагает откладывание рождения детей на неопределенное будущее, когда будут достигнуты определенные цели и условия, такие как карьера или достаточное жилье. Эти люди могут решить стать родителями в позднем возрасте, используя различные методы, чтобы это осуществить.

  41. avatar

    Чайлдхейт, действительно относится с отвращением не только к материнству, но и к самим детям. Это более категоричная позиция, где люди не испытывают никакого желания иметь детей и могут иметь негативное отношение к детям в общем.

preload
close
up