Категорический императив Иммануила Канта - описание принципа
Формулировка категорического императива Канта – кратко и законе Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

Формулировка категорического императива Канта – кратко и законе

Автор

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Категорический императив Канта – это высший принцип нравственности философии Канта. В 1785 году Кант описал этот принцип в его труде «Основы метафизики нравственности». Кант писал о том, что человек может совершать поступки, опираясь на принципы, благодаря тому, что имеет волю.

Моральным принципом может считаться только тот, который не зависит ни от каких внешних условий. Когда человек поступает каким-либо образом, исходя только из своей внутренней системы ценностей и благодаря волевым усилиям. А не потому, что так складываются условия.

Подлинный моральный закон

сломанная скульптура
Фото Andres Herrera on Unsplash

Категорический императив Канта позволяет разграничить внешние условия и внутреннюю волю человека. Человек становится свободным от внешних условий, если им руководят его моральные принципы и законы. Категоричность этого закона в том, что эти принципы едины для всех окружающих и для самого человека.

Но моральные законы создают жёсткие рамки, формируя такое качество человека, как долг. Поэтому понятие свободы здесь относительно. Кант считал высшей добродетелью стремление к лучшим формам нравственных законов, а так же отношению к человеку не как к средству, а как к цели.

Кант считал, что если человек сможет жить согласно моральным законам, ему не нужна будет религия. Не нужны будут какие-то внешние системы регуляции поведения, если внутри есть мощный стержень.

К примеру

Для Эммануила Канта высшей ценностью считался человек. Категорический императив – это призыв к равной ценности всех людей и неизменностью моральных принципов. То есть, ты не только бережёшь близких людей, но и всех окружающих. Ты относишься уважительно и к самой себе, потому, что ты – часть человеческого общества. Ты – такая же, как и люди вокруг тебя. И ничем ты от них не отличаешься.

Здорово, правда? Сколько есть историй о самоотверженности женщин, об их широкой душе. Но в своём сознании эти женщины делят мир людей на две части: я и они.

Философия Канта

Философия Канта

Например, ты считаешь, что каждый человек заслуживает уважения. Просто по праву рождения и потому, что он хомо сапиенс. Но это не становится твоим моральным принципом потому, что имеет очень много оговорок. Можешь ли ты так же уважительно относиться к людям, сделавшим тебе больно? Это крайне сложно. Для человека привычно делить мир на добрых и злых. И вот к добрым, конечно, со всем уважением, а злые – идите лесом.

Категорический императив Канта призывает к совершенно иному уровню сознания. Как ты относишься к самой себе? Проявляешь ли ты уважение и к себе, как к ценной личности? Как часто женщина ставит себя где-то с краю, обделяя себя. Если ты остаёшься в отношениях, в которых тебе плохо. Или ты продолжаешь работать до изнеможения. Или не делишь домашние обязанности между всеми членами семьи, включая мужа и детей. Тогда это неуважительное отношение к самой себе.

Моральный закон – это добродетель, а не математический расчёт. Применять этот принцип, как правило – будет ошибкой. Это не значит, что ты хитро обойдёшься с окружающими в ожидании расплаты и благодарности. Это значит, что ты относишься хорошо ко всем людям не для того, чтобы от них тоже получить хорошее. В этом случае твой главный принцип – эгоизм. Проявлением нравственности будет умение изначально относиться к людям позитивно. Не разбирая, кто этого заслуживает или что тебе за это будет.

В чём справедливость

Многих в детстве учили этому простому правилу, которое, оказывается, имеет такое сложное название – категорический императив. И, конечно, многие пробовали эту «волшебную таблетку». Но в большинстве случаев наступило разочарование. Очень многие женщины считают это даже опасным. Ведь, если будешь относиться ко всем хорошо – тебя могут обмануть, использовать, ведь люди разные.

Кант считал, что мерило добра и зла – не те категории, которыми может мыслить сознание человека. Эммануил Кант считал, что только бог даёт такие знания и не человеку решать – что белое, а что чёрное.

Человек встаёт на сложный путь, если сам пытается искать справедливость и вершить её. Ведь ты видишь мир только своими глазами, только в масштабе своей жизни. Стремление мстить, наказывать и доказывать – это, согласно философии Канта, замашка на место бога. И ничем хорошим это не заканчивается, потому, что никогда человек не потянет такие полномочия.

Ты можешь только опираться на тот же моральный закон, применяя его к себе. Относиться к себе с уважением, но не за счёт другого человека. Другой – не может быть средством достижения твоих целей или благополучия. И категоричность закона в том, что не может быть никаких условий.

К примеру 2

Если ты не используешь других людей для личной выгоды, то ни при каких, даже очень удобных условиях, ты не делаешь этого. И никаких «этим грех не воспользоваться». Даже если добыча сама идёт в руки. Для человека с крепкими моральными принципами нет закона «с волками жить – по-волчьи выть». Он всегда будет придерживаться единственного закона – я не волк, и люди не волки. И не разбираясь, кто честнее, он будет чётко следовать воле морального принципа.

девушка думает
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Или, например, верность. Если ты считаешь, что это правильно – хранить верность в отношениях, то у этого принципа не может быть условий. Например, если вы не в официальном браке, или в качестве мести за его измену. Категорический императив – это единственно возможный вариант жизни, поведения. Если ты верна партнёру, то это не имеет условий и оговорок. Ты будешь верна парню, мужу, другу. И не тебе вершить справедливость. Твоё дело – нравственная сторона твоей души и твоей жизни.

Жизнь согласно таким высоким морально-нравственным принципам сложна. В жизни человека так много соблазнов и неоднозначных ситуаций. Но Кант верил, что человечество может достигнуть такой точки развития, где отношения между людьми будут регулироваться только внутренними законами. И понятие бога нужно только для того, чтобы умерить человеческое эго.

Однако, Кант понимал, что человечество может только стремиться к этим идеалам. Эммануил Кант писал, что в человеке уже есть изначальное зло – это эгоизм. Именно становится серьёзным препятствием духовного развития общества. Выбирая, как поступить, крайне сложно отказаться от личных мотивов и выгод, в пользу благополучия других людей.

Усмирить свой эгоизм и развить в себе высокие качества поможет следование «золотому правилу», которое встречается ещё в Библии: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если Кант верил в улучшение человеческой души и природы, почему бы не поверить и нам?

Кантом были предложены категорические принципы добродетели. Канту за эту философию было выделено отдельное место среди иных деятелей. Названо его открытие было императивом категорическим. В императиве категорическом Кант видел спасение человечества.

Императивов (принципов) было много. Но для всех людей они имели схожие черты. Императиву отводилось многое, была даже заявка на серьезного конкурента библии. Может, такой пример и чересчур, но принцип добродетели был предложен достойный. Стоит ли доверять категорическому принципу сейчас, когда все формулировки (императи́в) кажутся немного устаревшими.

Ведь основу современного мира составляет далеко не нравственное дело. Долг у каждого – занять свое место под солнцем. И для большинства законы нравственности отходят на второй план. Есть лишь страх перед реальным законом. А категори́ческий взгляд Канта с его принципами возводят как пример морали, которому свое поведение не пытаются подравнять.

Жизнеспособна ли теория в XXI в., предложенная Кантом

Человек с личными императивами (нравственными) понятиями, это категоричная и уверенная в себе личность. Императивам, предложенным Иммануилом Кантом, есть место и в современной философии.

Нравственному примеру пытаются подражать, ведь это находит отклик у общества. Но многие не понимают, что моральный внутренний мир – это отражение его внешних поступков. Можно создавать фальшивую жизнь, ставя в пример всем свою мораль, но в душе оставаться другим человеком.

Формулировок примеров исполнения моральных законов много. Краткий же пересказ их отражает одно: категорическими в этом направлении людей делает их стойкий нравственный внутренний мир. У личности развивается стойкое восприятие и отношение к происходящему. И тогда его поступки отвечают внутреннему миру, несмотря на внешние факторы.

Этим и проявляется категорический взгляд. Для этого нужно быть человеком со стрежнем. Но в этой жизни, с ее сбитыми ориентирами морали, сохранять внутренние нравственные законы этики сложно. Ведь на бумаге такого закона нет. Да и в моду входит не нравственный моральный тип личности, а смелый, отрицающий любую мораль.

Поэтому устоять морально перед натиском этого сложно. Согласно опросу, на критику этики болезненно реагируют до 80%. Тогда как Иммануил утверждал – что моральные нравственные принципы непоколебимы перед людским мнением. Нравственно поступать человек все равно будет. И это не принуждению этики, а по его внутренним устоям.

Такой должный ответ внешним обстоятельствам, редкость. Как правило, человек не часто является исполнителем собственной воли. Иногда у него в мечтах стоит благородная цель, но поступок он совершить не может. Боится, что понятие такого не будет воспринято обществом.

Гипотетический взгляд Канта утверждал, что разум – это основа твердого верования человека своей силы. И если внутренней силы много, то даже всеобщее стороннее мнение не собьет с выбранного курса человека.

Он все равно будет совершать действие, отвечающее его внутреннему миру. И это – высокий показатель сильной личности. Философ сам ставил основным приоритетом – не изменять своим устоям. Не нужно становиться кем-то другим в угоду толпе. Называть это принято человеком со стержнем.

Но нужно не хотеть им быть, а таковым являться. Согласно исследованиям, каждый год количество людей, отстаивающих свое мнение, медленно, но растет. Условием для этого считают моду быть непохожими на других. Но это – всего человеческий образ, мираж. Тогда как немецкий философ определял категоричный императив как золотой стандарт.

Представлять существо, не имеющее собственного мнения, сложно. Каждое лицо имеет хоть слабую, но выраженную личину. Работа над собой может исправить это. Формула для всех одинаковая – не нужно бояться современного времени. Стоит твердо верить в свои убеждения. И тогда свобода личная будет не ограничена людским мнением (в меру дозволенного, конечно).

Как следовать своим приницам

Сложно делать что-то отличающееся, если ты в своем окружении первый такой человек. Но концепция Канта наоборот, предлагает руководствоваться внутренней силой и верой. Твой повелительный тон и решение – это та форма, критика которой не страшна. Лучшее средство от страха – один лишь труд над собой. Это универсальное требование для всех.

Желание быть собой нужно воплощать в реальность, даже если в твоем обществе нравственности места нет. Иначе, уступая своим страхам, ты будешь существовать, а не жить. Нужно действовать. Человечество – это огромное скопление людей. И если ты будешь говорить именно свои идеи, то фактически, ты заявишь о себе. С объективной теории, в обществе ты найдешь людей, глядящих на мир также, как и ты.

Всякий, кто думает иначе, или просто начнет уважать твои принципы, или уйдет из поля зрения. Не тебе должно быть страшно, совершать поступки. Внутренняя сила – это разумный советчик. Учение Канта о сверхлюдях не утопия. Мир вокруг зависит от каждого из нас.

Помни, что ты свободный человек, независимый. Ты можешь утверждать свои идеи и не отрекаться от внутренних принципов – это твое право. Общество может давать оценку, но главной все равно остаешься ты. Ты должна стремиться быть собой. Не нужно подавлять в себе свою природу.

Этические качества – это как заповедь из религии. А жить по предписанию – не преступление, Этической полиции нравов нет, поэтому нужно использовать шанс, перебороть волнение и не прятать свои внутренние ценности.

Комментарии

Комментарий появится после модерации

  1. avatar

    Категорический императив Канта это-то, чтобы время учёбы в институте Я пыталась прогуливать, так как Для меня это слишком сложно, и Кроме того совсем неинтересно, думаю, что эта тема так и останется мною незамеченной, потому что мне тяжело.

  2. avatar

    Либо я не умею читать, либо здесь неправильно написан заголовок статьи. Впрочем, чем удивляться, когда здесь очень многие статьи написаны с серьёзными ошибками, Я лично не люблю, когда к сайту так халатно относятся, но не мне решать.

  3. avatar

    Я читала, что моральные принципы не зависят от внешних условий, но замечаю, что люди так себя не ведут, и Обычно они поступают так или иначе Потому что так сложилась жизнь увы.

  4. avatar

    Про категорический императив Я помню только то, что это про совесть человека, которая ему помогает жить. Ну мне вообще сложновато это воспринимать, потому что называется это сложно, суть тоже какая-то запутанная, и про моральные законы мне в принципе читать неинтересно, потому что я человек свободный.

  5. avatar

    Помню, как перед экзаменом изучала философию Канта за одну ночь, мне не было интересно, но сдавать нужно было. И только поэтому я столько времени провела за лекциями и видео уроками, помню, что во время экзамена могла бы с лёгкостью заменить самого кантом, но потом как только сдала, всё из моей головы тут же выветрилось.

  6. avatar

    Я думаю, что все мы должны относиться к себе С уважением, потому что каждый из нас это ценная личность, если сам Кант говорила, что нужно себя уважать, То Почему современные девушки так не делают, для меня это всё ещё не ясно.

  7. avatar

    Я думаю, что нравственность это позитивное отношение ко всем людям, а не только к каким-то определённым категориям людей, и это очень хорошо, так как делает нас более человечными. Люблю читать Канта, потому что он был самым справедливым философом и учёным из всех, кого я знаю.

  8. avatar

    По мнению Канта не нужно думать о том, что такое хорошо, и что такое плохо и я с ним абсолютно согласна, если небеса нам дают знание, то они сами потом будут разбираться с нами после нашей смерти, А мы не должны никого судить. Очень правильно говорится не судите и не судимы будете.

  9. avatar

    Я знаю людей, которые постоянно используют окружающих просто для своей выгоды, и я сама стараюсь никогда так не делать, но не у всех такие крепкие моральные принципы как у меня(

  10. avatar

    Я помню, как мы с моим мужем обсуждали то, Стоит ли в отношениях хранить верность или же нет, он мне сказал, что обязательно стоит, а я ему ответила что необязательно, собственно говоря, после этого разговора мы и развелись.

  11. avatar

    Я абсолютно согласна с кантом, потому что категорический императив это самый главный и единственный вариант жизни, потому что иначе общество полетит к чертям. Нужно быть верным и нравственным человеком, который всегда будет понимать, ради чего он делает те или иные вещи.

  12. avatar

    Категорический империализм Канта представляет собой теорию, согласно которой высшие ценности и принципы должны распространяться на другие народы и культуры силой. Это является грубым нарушением принципа свободы и самоопределения народов.

  13. avatar

    Кант утверждает, что категорический империализм может быть оправдан только в тех случаях, когда целью является создание мирового правительства, которое будет защищать все народы и обеспечивать мир и безопасность для всех. Однако, такое правительство не только невозможно в реальности, но и не является желательным для многих народов.

  14. avatar

    противоречит его собственной теории морали, основанной на принципе категорического императива. Согласно этому принципу, люди должны рассматриваться как цель в самих себе, а не как средство для достижения целей других. Категорический империализм Канта, напротив, рассматривает другие народы как средство для достижения целей своей страны.

  15. avatar

    Категорический империализм Канта также не учитывает культурные и исторические различия между народами. Принуждение одного народа к принятию ценностей и культуры другого может привести к конфликтам и насилию.

  16. avatar

    В целом, категорический империализм Канта является неэтичным и опасным подходом к международным отношениям. Лучше стремиться к мирному сосуществованию и уважению между народами, а не к насилию и принуждению.

  17. avatar

    В значительной степени базируется на представлениях о неравенстве и превосходстве западной цивилизации над другими культурами и народами. Этот подход отражает некоторые тенденции европейского колониализма и может привести к ксенофобии и расовым предрассудкам.

  18. avatar

    может быть понимаем как попытка разработать теорию международных отношений, которая учитывает не только интересы отдельных государств, но и интересы всего человечества. Однако, проблема заключается в том, что предложенное Кантом решение, основанное на силе и принуждении, может привести к большим проблемам и конфликтам.

  19. avatar

    Категорический империализм Канта также может рассматриваться как попытка преодолеть проблемы реальной политики и создать идеальный мир, где все государства будут действовать справедливо и по принципу взаимной выгоды. Однако, это не учитывает различия между государствами и интересами различных групп внутри каждого государства.

  20. avatar

    вызывает вопросы о применимости его теории к современным международным отношениям. Сегодня мир более сложен и многополярен, и подход Канта может быть неэффективным или даже опасным в контексте современного мирового порядка.

  21. avatar

    Думаю, категорический империализм Канта вызывает много вопросов и дебатов в современной теории международных отношений. Однако, он продолжает оставаться значимым источником вдохновения для дальнейших размышлений о том, каким должен быть идеальный мир и каким путем мы должны двигаться, чтобы достичь его.

  22. avatar

    Категорический империализм Канта может привести к развитию культурного и экономического колониализма, когда одна страна становится господствующей над другой страной и принуждает ее принимать свои ценности и интересы.

  23. avatar

    Категорический империализм Канта противоречит идеологии свободной торговли и глобализации, которые стремятся к открытости и свободе движения товаров, услуг и людей во всем мире.

  24. avatar

    может привести к появлению международных конфликтов и войн, особенно если народы и культуры, которые подвергаются принуждению, отвергают наши ценности и интересы.

  25. avatar

    Явление может быть понимаем как попытка преодолеть проблемы реальной политики и создать идеальный мир, где все государства будут действовать справедливо и по принципу взаимной выгоды. Однако, это не учитывает различия между государствами и интересами различных групп внутри каждого государства.

  26. avatar

    В целом, я считаю, что категорический империализм Канта не является эффективным способом достижения глобальной стабильности и мира. Вместо этого, мы должны стремиться к уважению, пониманию и сотрудничеству на равных условиях со всеми народами и культурами в мире.

  27. avatar

    Категорический империализм Канта может привести к дестабилизации международной системы, поскольку он основан на силе и принуждении, а не на дипломатии и уважении культурных различий.

  28. avatar

    может привести к нарушению прав и свобод других народов и культур. Принуждение других народов к принятию наших ценностей может оказаться тиранией и нарушением их прав на свободу и самоопределение.

  29. avatar

    противоречит принципу независимости государств и самоопределения народов, который стал основой международного права и международных отношений в XX веке.

  30. avatar

    Категорический империализм Канта может привести к созданию мирового правительства, которое будет доминировать над другими государствами и народами. Это может привести к потере независимости и суверенитета других государств и к нарушению их прав на самоопределение.

  31. avatar

    В целом, я считаю, что категорический империализм Канта не соответствует современным международным отношениям, основанным на уважении культурных различий, правах человека, многообразии и самоопределении народов. Вместо этого, мы должны стремиться к развитию диалога и сотрудничества на равных условиях и к уважению и защите прав всех народов и культур.

  32. avatar

    Категорический империализм Канта может привести к созданию монополий в экономике и нарушению конкуренции, что может привести к неравенству и эксплуатации других стран.

  33. avatar

    может привести к нарушению культурных прав других народов и культур, а также к их ассимиляции и потере своей уникальности.

  34. avatar

    Процесс может привести к неравенству в распределении ресурсов и привилегий между различными государствами и народами, что может привести к социальным и экономическим конфликтам.

  35. avatar

    Категорический империализм может привести к диктатуре и нарушению прав человека, если государства используют принуждение, чтобы заставить другие народы принять свои ценности и интересы.

  36. avatar

    я считаю, что категорический империализм Канта не соответствует современным принципам глобального развития, основанным на устойчивости, справедливости и уважении культурных различий. Вместо этого, мы должны стремиться к сотрудничеству на равных условиях и поиску компромиссов, которые будут выгодны для всех. Мы должны уважать права всех народов и культур и работать вместе, чтобы создать мир и благосостояние для всех.

  37. avatar

    Категорический империализм Канта может привести к созданию гегемонии над другими государствами, что может нарушать принципы международной независимости и суверенитета.

  38. avatar

    может привести к нарушению гражданских свобод и прав других народов, а также к нарушению принципов правового государства.

  39. avatar

    Явление может привести к конфликтам между государствами и народами, если одно государство будет настаивать на принуждении других народов к принятию своих ценностей и интересов.

  40. avatar

    Категорический империализм Канта может привести к созданию неравных условий для различных государств и народов, что может привести к экономическому и социальному неравенству и конфликтам.

  41. avatar

    В целом, я считаю, что категорический империализм Канта не является эффективным и этически правильным способом достижения глобальной стабильности и мира. Вместо этого, мы должны стремиться к уважению культурных различий и сотрудничеству на равных условиях, учитывая интересы всех народов и государств.

preload
close
up