Что такое габитус человека в социологии и психологии простыми словами
девушка с табличкой "полезные привычки" Фото автора Moe Magners: Pexels

Понятие габитуса в психологии: как не стать заложницей безобидных привычек

Виктория Новицкая

Автор

Практикующий психолог. Работаю с запросами: - тревожные состояния; - ст...

Наталья Суркова

Эксперт

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ...

Интернет-пространство просто пестрит всевозможными заезженными определениями и понятиями из области психологии. Так как данная научная дисциплина, на данный момент, является одной из самых востребованных, то, как правило, её определения и понятия подаются с учетом уровня популярности.

Например, сейчас очень популярно такое направление в психотерапии, как гештальт-терапия. Соответственно на слуху часто бывает: «закрыть гештальт», «твой гештальт незакрыт» и тд. Но, если ты хочешь расширить свои познания в области психологии, и узнать нечто незаезженное и неизбитое — данная статья как раз то, что тебе нужно.

Общее понятие габитуса

часы на руке
Фото автора cottonbro: Pexels

В переводе с латинского «habitus» означает: образ, внешность, облик. Рассматриваемое понятие используется в:

  • биологии;
  • ботанике;
  • микологии;
  • социологии;
  • психологии.

Биологический энциклопедический словарь дает следующее определение: «внешний облик организма. Совокупность признаков, характеризующая общий тип телосложения».

Социологическое понятие «габитус» заимствованно из ботаники. Предполагает различную конституцию растений в зависимости от мест, в которых они растут.

В социологии данное понятие подразумевает то, что люди в различном социальном окружении приобретают разную структуру. Но, как правило, речь идёт о внутренней составляющей, нежели внешней.

10 привычек несчастных людей и как от них избавиться

10 привычек несчастных людей и как от них избавиться

В словаре психиатрических терминов В. Блейхера и И. Крука «габитус» расшифровывается как сочетание наружных признаков: цвет кожи, осанка, строение тела, выражение лица. Как инструмент оценки, габитус играет важную роль, так является критерием в диагностике заболеваний и помогает судить о состоянии человека. Это дает возможность определить есть ли у него предрасположенность к определенным болезням.

Внимание общему определению понятия — габитус, уделяется неспроста. Прежде чем сузить рассмотрение габитуса в контексте социологии и психологии, важно начать с истоков данного определения. Такой подход к освещаемой теме вызван тем, чтобы ты имела расширенное представление о данном определение.

Габитус в социологии по Бурдьё с примерами

Введению понятия «габитус», социология обязана французскому социологу, этнологу, политическому публицисту Пьеру Бурдьё. Он истолковывает «габитус» как процесс социализации человека, в ходе которого приобретаются конкретные поведенческие и телесные навыки, изначально не являющиеся биологическими, но трансформировавшиеся в те, которые нельзя отделить от физической «натуры».

Давай рассмотрим вышенаписанное на примере растений. В зависимости от климатических широт, растения имеют конституцию, соответствующие именно этой широте.  То же самое происходит и с людьми. Социальное окружение, в котором они находятся с детства, формирует их «внутреннюю структуру». Каждый развивается с разными способностями и индивидуальной спонтанной реакцией на разные ситуации.

Бурдьё применял понятие «габитус» в двух смысловых блоках: расширенном и ограниченном.

  • В первом смысловом блоке, габитус выступает в роли впечатанных привычек, которые наследуются из детства.
  • Во втором смысловом блоке, понятие, сравнивается с чувством собственного места. Разные люди, по-разному ощущает, что им доступно, чего они достойны, а что, как говорится, для них за семью замками. То есть, никогда, с их точки зрения, не будет досягаемо и реализовано.

Бурдьё приводит следующий пример, беря за основу науку и чувство собственно места в ней у разных людей: одни аспиранты возьмут задачи, о которые другие, что называется, зубы сломали. Они уверенны, что эта задача им под силу, и они смогут её выполнить. С их точки зрения выполнения таких задач, определяется уровень достижений, которые заслуживают почёта.

Giphy

Есть и другой тип аспирантов: они ставят перед собой незначительную задачу, выполнение которой, растягивается во временном промежутке на три года. Но результат выполнения такой задачи будет только в поле зрения их научного руководителя. То есть, ни о каком почете и достижениях, речь не идёт.

На основании вышеприведенных примеров, Бурдьё выделяет две стратегии:

  • Стратегия разрыва

Конкурировать с авторитетом предшественников, и самому стать авторитетом.

  • Стратегия наследования.

Взять определенный, незначительный фронт работ, и оставаться на этом участке до конца жизни.

Если продолжить разбор смысловых составляющих, следует обратить внимание на главные элементы, дающие характеристику различным сторонам изучаемого понятия.

  • Габитус представляет собой определенный порядок фундаментальных и переносимых предрасположенностей субъекта к определенным действиям.
  • Габитус выступает посредником между структурами, которые относятся к социальным, и частными практиками в процессе их взаимодействия.

Габитус проявляется в:

  • способе жестикуляции;
  • видах сексуального поведения;
  • привычках питания;
  • стилистических направлениях в одежде и т. д.

Одно из проявлений можно рассмотреть на примере, который приводит Бурдьё: когда простой рабочий дослуживается до мастера цеха, он не начинает питаться как инженер. Он не меняет свою диету. Покупает себе то, что в рабочей среде считается деликатесами и начинает употреблять в большом количестве.

Фото автора Tara Winstead: Pexels

Еще один пример приведенный Бурдьё: когда бедный выигрывает в лотерею крупную сумму, он не становится частью высшего сословия. Как правило, он спивается, потому что то, что раньше было атрибутом праздника, он стал потреблять в большой количестве. Закладываются звенья саморазрушения. По мнению Бурдьё, в таких случаях, габитус существует не независимо от социальной системы.

Если подвести итог, Бурдьё говорит буквально следующее: формировавшийся на протяжении поколений опыт, откладывает определенный социальный отпечаток. Получается, что габитус в формально уравнительной(эгалитарной) системе сподвигнет людей делить самих себя и воссоздавать те условия, которые воссоздают его.

При этом Бурдьё не выдвигает никаких предположений, каким образом можно изменить подобный социальный процесс.

Понятие габитуса в трудах социологов

Французский этнограф и социолог М. Мосс акцентировал внимание на латинском происхождении изучаемого понятия. С его точки зрения, именно латинский вариант, как нельзя лучше, передает ведущую суть понятия, нежели та, которая была представлена в истолковании Аристотелем как «привычка».

Фото автора Anna Shvets: Pexels

В его работах «габитус» встречается в контексте проводимых исследований техник тела «туземцев». В трудах немецкого социолога Н. Элиаса «габитус» применяется в качестве обозначения встроенной истории и социальности в тело.

Изучаемое понятие можно встретить в трудах:

  • немецкого философа Г. Гегеля;
  • немецкого философа Э. Гуссерля;
  • французского социолога и философа Э. Дюркгейма, и других.

Габитус в психологии с примерами

Как ты могла убедиться, данное понятие имеет, в большей степени, социальную составляющую. Оно делит людей на тех, кто четко осознает, чего стоит, и к чему стремится. Их точка опоры – уверенность в себе.

И тех, чьим тормозом, наоборот есть – неуверенность в себе, собственных силах, мотивах и желаниях.

Габитус – это те, глубоко внесенные привычки из детства, которые указывают на что человек претендует, а что считает для себя недосягаемым.

Несмотря на то, что выше мы уже установили: в социальной теории Бурдьё нет чёткого ответа, как же можно изменить упомянутый выше социальный процесс, давай попробуем подойти к вопросу с точки зрения психологии.

Фото Drew Beamer on Unsplash

Чтобы стать успешным, прежде всего, нужно осознать существование собственного габитуса. Следует ставить более высокие цели, и выходить из зоны комфорта. Если обратиться к истории звезд, которые из нищеты, взлетели к вершинам, то напрашивается вполне логический вывод: нет ничего невозможного.

Американская актриса Мила Кунис в одном интервью призналась, что выросла в полной нищете. Её семья иммигрировала в США с 250 долларами. Еще одна знаменитость, Селена Гомес, озвучила факт из своей биографии: она воспитывалась матерью-одиночкой в ужасной бедности. Ещё как пример, Сара Джессика Паркер: семье часто отключали свет за неуплату. Дни рождения не отмечались по причине отсутствия денег. 

Примеры знаменитостей доказывают: неважно в какой социальной среде вырос человек, и какие установки и убеждения формирует это окружение, какие привычки прививало. Каждый из нас – хозяин собственной жизни. И только мы сами решаем, чего достойны!

Комментарии

Комментарий появится после модерации

  1. avatar

    получается что габитус это просто дурацкая привычка, я правильно поняла?

  2. avatar

    У каждого человека есть свои дурацкие привычки. И от любой из них можно избавиться но только в том случае если есть желание. А если не хочется и так все устраивает – какая разница кому там что из окружающих не нравится? Пусть идут лесом хД

    • avatar

      Гость

      здоровый пофигизм – это прекрасное качество)) я даже завидую вам немножко, потому что сама очень переживаю по поводу мнения окружающих)

  3. avatar

    Если смотреть на привычки которые тянутся из детства то это скорее не привычки а уже сформировавшееся мировоззрение. Не зря говорят что у успешных уверенных в себе родителей и дети вырастают такими же. А если взрослые в семье вечно грызутся между собой и считают что потолок мечтаний это поездка раз в год куданить в жопу мира (извините) на море, то и дети соответственно будут считать что они лучшего не достойны

  4. avatar

    если обобщить это все, суть следующая: каждый человек изначально рождается с определенным набором данных. как психических так и психологических. а какими мы вырастаем – это уже зависит от множества внешних факторов и раздражителей которые по сути и формируют пресловутое внутреннее “я”

  5. avatar

    то что в конце статьи приведено в качестве подтверждения, примеры знаменитостей – это скорей исключение чем правило. к сожалению в современном мире очень многое решают деньги и связи. у богатых родителей часто дети ничего в жизни не добиваются и живут в бедности? то-то и оно. и в голливуде тоже хватает всяких братьев сватьев племянников родственников и так далее

  6. avatar

    Один в поле не воин. Ты можешь сколько угодно бороться с гендерными стереотипами, разного рода препятствиями и собственными привычками, но ничего без блата в этом мире не получается увы…

  7. avatar

    Каждый сам кузнец своего счастья, это давно уже известно) А если человек сетует на жизнь и постоянно жалуется на обстоятельства то у него вместо характера дулька. Надо же как то оправдать собственную немощность)

    • avatar

      В эпоху цифровизации есть куча сфер где можно добиться всего собственными силами, без пап мам и кредитов как говорится. Главное желание стремление и вера в себя!

  8. avatar

    Приведу пример. Есть у меня подруга, которая выросла в неблагополучной семье. Там мама старалась изо всех сил а папа пил бил ну и все в этом духе. Так подруга в итоге отучилась на дизайнера и сейчас ее коллекции разгребают по всему миру) Буквально за несколько лет себе головокружительную карьеру сделала! При том что пока в универе училась некоторые моменты тупо есть даже нечего было, не говоря о том чтоб покупать материалы практиковаться или доп образование какое то проходить. Мораль сей басни – в себя нужно верить! Ставить перед собой цели и добиваться их *_*

  9. avatar

    Гость

    Для того чтобы перекроить свой габитус нужен нефиговый такой внутренний стержень. Как показывает практика похвастаться им могут единицы, остальные ломаются под влиянием обстоятельств

close
up